
Российское правительство продолжает оказывать давление на местных производителей, используя определенные санкции. При этом продолжается спор между Западом и Россией об эффективности использования импортозамещения.
Российская Федерация уже в пятый раз готовится к продовольственному эмбарго, начиная с 2014 года. Тогда, согласно указу президента, был введены экономические меры в целях безопасности государства. В поле действия указа президента попали даже такие страны, как Норвегия, Канада и США. Согласно закону, практически всем странам, входящим в список, запрещалось ввозить мясные и молочные продукты, а также рыбу, овощи и фрукты.
Со временем продовольственное эмбарго стало жестче, поскольку отечественные производители потребовали запретить ввоз шоколадных продуктов. Цель такой просьбы заключалась в захвате новой рыночной ниши шоколада.
Летом в 2015 году Александр Ткачев предложил ввести уголовную ответственность за незаконны ввоз запрещенных продуктов с лишением свободы до 7 лет. Позже в 2018 году премьер-министр подписал запрет на всю сельскохозяйственную продукцию из Украины.
В начале 2019 года руководитель ФТС Владимир Булавин предложил сделать список запрещенных продуктов шире. Тогда под эмбарго попали сливки и пищевые добавки.
По мнению Александра Булавина, импортеры продолжают ввозить санкционные продукты питания, изменяя страну производства. При этом доля экспорта с запада в Белоруссию молочной продукции значительно выросла. Тем самым импортеры могли ввозить продукты через Белоруссию, обходя санкции.
Плюсы и минусы эмбарго
Китайский эксперт Ли Зигуо описывает политику импортозамещения с двух сторон. С одной точки зрения, молодые промышленные компании могут легче войти на рынок, не боясь конкурентов. С другой стороны, из-за снижения конкуренции сильно страдает технологический уровень отрасли, который уменьшает качество продуктов питания.
Стратегия импортозамещения в России нацелена на государственные инвестиции при сильно ограниченном масштабе производства. Таким образом вложенные деньги достаются только крупным агропромышленным комплексам, которые и так уже зарекомендовали себя на рынке. Отсюда получается, что для маленьких игроков политика импортозамещения работает неэффективно.
Другое мнение представлено в аналитическом обзоре Джуди Твигг. Автор статьи приходит к выводу, что политики импортозамещения выгодна для России, поскольку страна очень зависима от импорта продуктов питания. Запрет на ввоз продуктов помог России адаптироваться к ослаблению рубля.
Ранее в 2014 году доля аграрной продукции к импорту оценивалась в 1,8 млрд. долларов только из США, а сегодня сельскохозяйственный импорт падает все сильнее. Однако, доля экспорта выросла с темпом роста в 6%.
Из минусов политики импортозамещения стоит выделить следующее. Во-первых, Россия остается до сих пор зависимой от рынка фруктов, овощей и говядины. Во-вторых, ощущается сильный недостаток технологий, которые ранее были привлечены западными игроками.
И последний ощутимый минус - это сниженное качество продукции, несмотря на повышение доли экспорта. Так, например, в российской пшенице содержится всего 11,5% белка по сравнению с американским продуктом - 13,5%.

Госдума упрощает порядок привлечения к ответственности за бытовую клевету
Государственная дума России в первом чтении одобрила законопроект, который изменяет подход к привлечению к ответственности по делам о бытовой клевете. Об этом сообщает «Российская газета».

Генпрокуратура РФ внесла более 10 тысяч предостережений из-за роста цен на продукты и лекарства
В 2024 году Генпрокуратура России направила более 10 тысяч предостережений производителям и поставщикам за необоснованное повышение цен на продукты и лекарства, активно сотрудничая с ФАС, Минсельхозом и Минпромторгом для стабилизации рынка.

Минфин РФ зафиксировал приток «ковбойских денег» хедж-фондов
В Россию начали поступать инвестиции иностранных хедж-фондов, несмотря на санкции. Эти «ковбойские деньги» пока небольшие по объему, но их приток уже отражается на динамике цен ОФЗ и курса рубля.

WSJ: американский фондовый рынок переживает худший первый квартал с 2022 года
Первый квартал 2025 года стал самым трудным для американского фондового рынка с 2022 года, сообщает The Wall Street Journal.