- Сергей Малинин
- Опубликована 12.08.2009 в 0:59
- Изменена 26.07.2021 в 19:21
Транзитный поворот
На литовско-российской границе выстроилась вереница фургонов. По данным издания Kauno diena, российские таможенники направляют литовские грузовики в отдельную очередь. В пятницу она вытянулась почти на два десятка километров, а отдельные машины ждали проезда уже пять суток.
Возникшая пробка вызвана действиями Федеральной таможенной службы РФ, которая ужесточила контроль в связи В официальном письме направленном российскими таможенниками в адрес литовских коллег сообщается, что с начала этого года было установлено 16 возможных нарушений правовых актов, когда товары не оформлялись согласно таможенным процедурам, из-за чего российский бюджет лишился таможенных и прочих сборов за перевозимые товары.
В частности, российская сторона сообщает о том, что грузы литовских перевозчиков все чаще не доходят до таможни назначения. Как отмечает министерство коммуникаций и транспорта Литвы, 16 возможных нарушений составляют лишь 0,03% всех таможенных процедур. Такой показатель нарушений, по мнению литовской стороны не превышает обычный уровень. Судя по всему, мы наблюдаем очередной виток транзитной войны, о которой Moneytimes не так давно упоминал в одном из своих материалов.
Еще в 1999 году стартовал проект «2К» - «Калининград-Клайпеда», который предполагал согласование железнодорожных тарифов для увеличения потоков грузов через Клайпеду и Калининград. Но как показала практика, грузы почему-то шли в основном через литовскую Клайпеду.
С 2008 года столкнувшаяся с финансовыми проблемами Литва стала еще активнее дискриминировать грузовые потоки, идущие на Калининградский порт, содействуя увеличению потоков в сторону Клайпедского порта. В 2008 году тарифы поднимались три раза, а в январе 2009 Литва снова в одностороннем порядке повысила на 14% ставки по транзиту основной номенклатуры грузов. За пять месяцев грузопоток Литовских железных дорог сократился примерно на 30%.
Вильнюс, столкнувшись с такой ситуацией, стал быстро править тарифы в сторону понижения. Однако параллельно выдвигались требования обеспечить рост объемов грузопотока в обмен на снижение ставок по некоторым грузам.
В июле "Литовские железные дороги" предоставили 35-процентные скидки на транзит черных металлов для российских производителей. Казалось бы все хорошо, однако с 15 августа литовская сторона отменяет эту скидку. Вероятно так сформулирован ответ на действия российских таможенников, которые по данным литовской ассоциации перевозчиков Linavа уже терпят убытки в полмиллиона евро в результате принятых мер и могут потерять свою долю рынка.
Однако официально литовские железнодорожники озвучили иную версию. В адрес «Литовских железных дорог» поступило множество претензий со стороны российских металлургических заводов в связи с тем, что скидка на перевозку чугуна со станции Присады снижает конкурентоспособность их продукции. В связи с этим 35-процентную льготу пришлось отменить с 15 августа, рассказал изданию "Гудок" заместитель генерального директора - директор дирекции по грузовым перевозкам «Литовских железных дорог» Стасис Гудвалис.
«Непонятно, зачем они предоставляли скидку на транзит груза, если месяц спустя её отменяют. Причём делают это поспешно, без обсуждения с руководством ОАО «РЖД» и КЖД», - отмечает в комментарии газете "Гудок" начальник Центра фирменного транспортного обслуживания КЖД Роман Косогляд- Ссылки на то, что эта льгота предоставлена для одного клиента и поставила в неравные условия других, выглядит неубедительно. Можно было бы распространить эту скидку и на всех отправителей чугуна, чтобы привлечь грузопотоки в Калининградский и Клайпедский морские порты, испытывающие нехватку грузов».
Конкуренция портов и перевозчиков, вероятно, и лежит в основе всех этих странных действий литовских железнодорожников и российских таможенников. «Если всего год назад грузооборот Санкт-Петербургского порта превышал его возможности и грузы проще и дешевле было доставлять из литовских и латвийских портов, то сегодня ситуация радикально изменилась, - отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян в комментарии «Независимой газете» - Сейчас Санкт-Петербургский порт снизил грузооборот почти на 40% (по официальным данным - на 25%. - «НГ»), потерю которых надо как-то закрывать. Видимо, отсюда и решение об ужесточении таможенных процедур в отношении литовских перевозчиков, которые уже успели захватить этот рынок».
В числе пострадавших окажется не только Литва, для которой падения транзита станет мощнейщим ударом, но и российский Калининградский порт. Не исключено, что придавленная экономическим кризисом Литва уже в скором времени станет намного сговорчивее. И в обмен на «раскручивание гаек» перестанет дискриминировать российский Калининградский порт.
В Госдуме разрабатывают законопроект против пропаганды квадробинга
Минпросвещения РФ выразило обеспокоенность из-за широкого распространения информации о подростковой субкультуре квадробинг.
В правительство России направлен законопроект о ежеквартальной индексации маткапитала
В Правительство РФ был направлен законопроект, предусматривающий ежеквартальную индексацию материнского капитала.
Эксперт предсказал волну дефолтов на облигационном рынке в 2025 году
Член совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Илья Винокуров заявил, что в 2025 году на российском облигационном рынке может произойти волна дефолтов. Об этом пишет "Коммерсантъ".
Риелтор Шапцев заявил, что в Москве резко выросла доля сделок с жильем за наличные деньги
В Москве резко возросла доля сделок с наличными на рынке жилой недвижимости.