"Плохие" долги и "хорошие" ставки

Объем плохих долгов российских банков с учетом реструктурированных кредитов приближается к 20%. К концу года объем проблемной задолженности может превысить 30%. Такова оценка международного рейтингового агентства Standard & Poor's. Причем это прогноз агентство считает базовым.

В своем прогнозе S&P предполагает, что конца года даже некоторые крупнейшие банки будут вынуждены пойти на реструктуризацию обязательств перед кредиторами. При этом массовых дефолтов быть не должно, отмечают эксперты агентства.

"Мы не исключаем, что ряд банков, даже крупных, будут вынуждены пойти на реструктуризацию обязательств перед кредиторами, а это по нашей методологии считается дефолтом, - сказала РБК daily директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса S&P Екатерина Трофимова. - Тем не менее не факт, что такая реструктуризация может обернуться дефолтом для вкладчиков".

На фоне этих «не фактов» можно говорить о том, что ожидается новый вал проблем, который вероятно вновь будет явлен в форме нехватки ликвидности. Хотя уже оказанная государством помощь банковскому сектору просто несопоставима с теми деньгами, которые влили (или не влили) в реальный сектор через те же банки. Государство готово дать банкам еще, только в 2009 году на докапитализацию финансово-кредитных учреждений зарезервировано около 500 млрд. рублей. Также 757 млрд. предоставлены коммерческим банкам в виде так называемых субординированных кредитов.

На неделе последовало заявление Владимира Путина, который вновь напомнил о необходимости кредитования реального сектора, увязал объем госпомощи с суммой выдаваемых банком кредитов, а также сообщил о возможности снижения ставки рефинансирования. Между тем, банки сейчас не думают о кредитах и продолжают резервировать капитал, имея в виду параметры его достаточности на фоне растущей просрочки по кредитам.

К тому же, на фоне символического снижения ставки рефинансирования на 0,5%, ЦБ РФ настаивает на повышении норм обязательного резервирования. Таким образом, к сентябрю по обязательствам в рублях и иностранной валюте банки будут обязаны резервировать 2,5%. С одной стороны мы имеем весьма символичное снижение ставки, а с другой – рост нормы резервирования (в мае на те же 0,5%), которая реально увеличивает цену заемных денег для банков и их клиентов. Действия правительства по-прежнему выглядят противоречивыми, а ЦБ разными руками посылает банкам различные «сигналы».

«Со своей стороны, правительство должно создать условия, при которых снижение базовых ставок не останется символическим шагом, а реально приведет к уменьшению стоимости кредитных ресурсов», — пояснил свое предложение по снижению ставки премьер-министр Путин. Трудно что-то определенное сказать об условиях, ясно одно: банкиры объясняют высокие ставки дороговизной ресурса и страхованием риска невозврата, но высокие ставки этот риск невозврата только повышают. Где здесь курица и где яйца здесь понять несложно, а прогноз S&P с просроченными долгами выступает в качестве хорошей иллюстрации.

В Госдуме разрабатывают законопроект против пропаганды квадробинга

В Госдуме разрабатывают законопроект против пропаганды квадробинга

Минпросвещения РФ выразило обеспокоенность из-за широкого распространения информации о подростковой субкультуре квадробинг.

В правительство России направлен законопроект о ежеквартальной индексации маткапитала

В правительство России направлен законопроект о ежеквартальной индексации маткапитала

В Правительство РФ был направлен законопроект, предусматривающий ежеквартальную индексацию материнского капитала.

Эксперт предсказал волну дефолтов на облигационном рынке в 2025 году

Эксперт предсказал волну дефолтов на облигационном рынке в 2025 году

Член совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Илья Винокуров заявил, что в 2025 году на российском облигационном рынке может произойти волна дефолтов. Об этом пишет "Коммерсантъ".

Риелтор Шапцев заявил, что в Москве резко выросла доля сделок с жильем за наличные деньги

Риелтор Шапцев заявил, что в Москве резко выросла доля сделок с жильем за наличные деньги

В Москве резко возросла доля сделок с наличными на рынке жилой недвижимости.