Очередное совещание правительства обозначило новый вектор государственной экономической политики. Она становится в полной мере кризисной, речь идет о возможном сокращении государственных расходов, что особо примечательно на фоне только что принятого трехлетнего бюджета, в котором новые условия не были учтены.
Что именно, по пунктам, намерено сделать правительство, пока неизвестно. Известно ли это самому правительству - тоже вопрос. Пока озвученые некие общие намерения. Они дополняются теми или иным "источниками", которые предоставляют фрагментарную информацию в СМИ.
Коммерсант отмечает, что речь идет о сокращении федеральных целевых программ, части федерального бюджета в 2009 году которой составит 744,1 млрд рублей, будет секвестирована Федеральная адресная инвестиционная программа, на 2009 год это 559,8 трлн рублей, инвестпрограммах госмонополий, госкомпаний и компаний с госучастием.
Ведомости пишут, что готовится усиление таможенно-тарифной защиты отечественных отраслей, в том числе автопрома и агропрома; будет увеличена поддержка малого и среднего бизнеса, увеличены кредиты; жестко будут пресекаться попытки направить средства господдержки на валютный рынок и вывод их за рубеж. "Путин назвал отрасли, спасение которых государство считает приоритетным: строительство, машиностроение, сельское хозяйство, ОПК, сырьевой сектор и розница, - пишет издание.
Не исключаются преференции отечественным производителям, и тарифные преграды на пути импорта в Россию. Мера абсолютно адекватная в условиях кризиса, да только вот продовольственный импорт уже давно превысил параметры продовольственой безопасности страны, а состояние сельского хозяйства не позволяет обеспечить население продуктами в полном объеме.
Кроме того, необходим дифференцированный подход по отраслям. В области машиностроения вряд-ли имеет смысл отказываться от поставок новейшего зарубежного обородования на наш рынок. Зато можно по делу применить "сталинский опыт", который во время депрессии 29 года покупал западные заводы вместе с технологиями и размещал их в СССР. Впрочем, в рамках сокращения госрасходов этот опыт вряд-ли будет актуален. А если бы не тратили миллиарды долларов на восполнение утекающей ликвидности, которая обернулась тривиальным кидаловом и спекулятивным выводом средств за рубеж?
С урезанием инвестиционных программ госкорпораций, которые издавна носят непрозрачный характер, пожалуй, можно согласиться. Однако попытки урезать инфляционные инфраструктурные расходы, за которые высказываются некоторые эксперты, это прямой путь в ловушку, из которой стране уже не выбраться. Трубопроводы никто рубить не будет - договора подписаны и труба - это традиционый источник притока (и оттока) денег. Стало быть речь идет и дорожном строительстве. Соблазн велик, но он может привести к реальному распаду и без того практически ничем не связанной страны. Кроме того, дорожное строительство (вспомним опыт Рузвельта) - это реальный способ создать новые рабочие места. Безусловно, ни одного мигранта на этих проектах работать не должно.
Следует напомнить и еще один факт. На этой неделе правительство Китая решило выделить $100 млрд. на строительство новых транспортных путей. Китайцы нацелены на построение сети в Средней Азии, для того чтобы создать новый шелковый путь, независимый, скажем прямо, от ударных группировок ВМФ США. Участие России в этом проекте путем активнейшего развития своих магистралей и их соединения с китайским проектом может стать выигрышем века и локомотивом всей российской экономики. О каких инфляционных издержках можно говорить, если существует реальная возможность привязаться к самой мощной промышленности мира и потенциально снизить транспортные издержки для собственных производителей?
С ЖКХ, больницами и детскими садами, как частью социальной инфраструктуры, тоже никак нельзя "подвязывать". Физически вымрем, советский ресурс выработан, в провинции все просто разваливается. А провинция - это и есть Россия. Вариант: русские кулибины и их разработки, которые могут существенно удешевить и вывести на новый уровень имеющиеся коммуникации. Этих людей, какими чудаковатыми не казались их идеи, жизненно необходимо привечать и поддерживать. В этом направлении нужно ориентировать и венчурные фонды, занимающиеся в большинстве своем "исследованием влияния лунного света на покачивание проводов".
О поддержке строительного сектора, в форме выкупа государством социального жилья, было объявлено несколько ранее. Но любители "золотых метров" и рентабельности в 1000% должны умереть как класс. Или утопиться в своих золотых унитазах.
Также глава правительства высказался за расширение кредитования банковским сектором малого бизнеса. Правда, в современых условиях это представляется уже несвоевременным. Кредитоваться в условиях кризиса и сужающегося спроса вряд-ли кто рискнет. Другое дело - налоговая поддержка. Впрочем, свой план Путин пообещал "повесить" на сайте правительства. Посмотрим...
В Госдуме разрабатывают законопроект против пропаганды квадробинга
Минпросвещения РФ выразило обеспокоенность из-за широкого распространения информации о подростковой субкультуре квадробинг.
В правительство России направлен законопроект о ежеквартальной индексации маткапитала
В Правительство РФ был направлен законопроект, предусматривающий ежеквартальную индексацию материнского капитала.
Эксперт предсказал волну дефолтов на облигационном рынке в 2025 году
Член совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Илья Винокуров заявил, что в 2025 году на российском облигационном рынке может произойти волна дефолтов. Об этом пишет "Коммерсантъ".
Риелтор Шапцев заявил, что в Москве резко выросла доля сделок с жильем за наличные деньги
В Москве резко возросла доля сделок с наличными на рынке жилой недвижимости.