
Правительство каждого из государств Евросоюза будут без оглядки на Брюссель принимать решение о доступе иностранных инвесторов на собственные энергетические рынки.
К такому решению пришли министры энергетики 27 стран на совещании в Люксембурге. Так называемый третий энергетический пакет фактически разделил страны ЕС непосредственно по предмету самой дискуссии, которая велась на протяжении последних лет. Возможна или нет активная работа вертикально интегрированных энергоконцернов на европейском рынке. Или же добычные компании и генерирующие компании должны быть лишены собственных энергосетей и трубопроводов.
Необходимость разделения добычи и транспортировки объяснялась нежеланием создавать монополистов в этой стратегической для каждой страны сфере. Впрочем, двойное дно имелось и в этом благом намерении. Наиболее яростными сторонниками контроля над коммуникациями (а именно так следует понимать стремление отделить добычу от транспортировки) была так называемая Новая Европа и некоторые малые страны ЕС, где такая экономическая практика уже сложилась.
«Новые европейцы» вполне естественно рассчитывали неплохо подзаработать, оседлав ресурные потоки, идущие из России в ЕС. То есть заработать на самом факте своего существования. Как известно, «хороший человек – это не профессия», а уж непонятно для чего возникшие квазигосударственные образования не способные вести самостоятельную политику - субъектами не то что мировой, а континентальной политики не могут являться в принципе.
К тому же Германии и Франции, активно развивающим отношения с Газпромом и имеющим собственные вертикально интегрированные компании такой подход был не по душе. В итоге, Германия и Франция в противостоянии с британско-голландской партией сумели отстоять права национальных регуляторов принимать самостоятельные решения в отношении своих транспортных сетей. Также из текста «третьего энергетического пакет» изъят запрет на допуск компаний третьих стран к профильным активам в Евросоюзе. Хотя для этого нужно будет получить не только разрешение правительства страны, но и Еврокомиссии.
С другой стороны, сторонники полного изъятия сетевого хозяйства у собственников добычных и генерирующих мощностей добились права блокировать приобретение сетевых компаний в случае, если их захочет «взять в оборот» некий вертикально-интегрированный концерн. Учитывая, что практика раздельного владения энергопроизводящими и сетевыми активами уже сложилась в ряде стран, Брюссель пришел к фактически вынужденному компромиссу, уступив массированному давлению с обеих сторон.
Впрочем, к тому времени, когда проект будет одобрен (или не одобрен) Европарламентом, всякое может случиться. Пока можно говорить о том, что данная версия соглашения позволит Газпрому довольно уверенно чувствовать себя в лояльных странах. Что не так уж и плохо, учитывая, что средств на широкомасштабную экспансию в Европу у газовиков в ближайшем будущем, скорее всего, элементарно не хватит.

Госдума упрощает порядок привлечения к ответственности за бытовую клевету
Государственная дума России в первом чтении одобрила законопроект, который изменяет подход к привлечению к ответственности по делам о бытовой клевете. Об этом сообщает «Российская газета».

Генпрокуратура РФ внесла более 10 тысяч предостережений из-за роста цен на продукты и лекарства
В 2024 году Генпрокуратура России направила более 10 тысяч предостережений производителям и поставщикам за необоснованное повышение цен на продукты и лекарства, активно сотрудничая с ФАС, Минсельхозом и Минпромторгом для стабилизации рынка.

Минфин РФ зафиксировал приток «ковбойских денег» хедж-фондов
В Россию начали поступать инвестиции иностранных хедж-фондов, несмотря на санкции. Эти «ковбойские деньги» пока небольшие по объему, но их приток уже отражается на динамике цен ОФЗ и курса рубля.

WSJ: американский фондовый рынок переживает худший первый квартал с 2022 года
Первый квартал 2025 года стал самым трудным для американского фондового рынка с 2022 года, сообщает The Wall Street Journal.