Российская компания "Бюро 1440", входящая в структуру "Икс холдинга", начала разработку Wi-Fi-терминалов для установки на отечественные воздушные суда — "Сухой Суперджет" SJ-100, МС-21 и Ту-214. Эти устройства должны обеспечить пассажирам доступ к спутниковому интернету прямо во время полета. Об этом стало известно из выступления генерального директора "Икс холдинга" Алексея Шелобкова на форуме "Телеком 2025", которое приводит издание "Ведомости". Он отметил, что адаптация терминалов займёт не менее пяти лет, поскольку требования авиационной отрасли к подобному оборудованию являются крайне строгими и комплексными.
В компании уточнили, что в основу авиационного Wi-Fi-терминала ляжет существующая технологическая база "Бюро 1440", но с учётом всех требований производителей самолётов. Как сообщили в самой компании, перечень требований, полученных от авиазаводов, включает массу, габариты, энергопотребление и соответствие авиационным стандартам, таким как ФАП-21. Кроме того, для точной настройки оборудования запрошены данные о предполагаемой географии покрытия, объёме трафика и количестве самолётов, которые должны быть оснащены терминалами.
Специалисты отмечают, что сертификация такого оборудования значительно сложнее, чем, например, у систем связи для железнодорожного транспорта. По словам аналитика Алексея Бойко, требования касаются не только безопасности и совместимости с другими бортовыми системами, но и устойчивости к вибрациям, перепадам температуры и давления. Кроме того, потребуется международная сертификация, если терминалы будут использоваться на рейсах, пересекающих границы.
Генеральный директор ComNews Леонид Коник подчеркнул, что ключевыми характеристиками спутниковой антенны для самолётов являются аэродинамичность и лёгкость конструкции. Устройства должны быть достаточно мощными для устойчивого сигнала, но при этом максимально компактными и не влияющими на расход топлива. Он также добавил, что использование спутникового интернета на импортных самолётах может оказаться проблематичным без согласования с зарубежными производителями, так как их оборудование зачастую закрыто для внешней интеграции.
Среди основных условий, которым должен соответствовать Wi-Fi-терминал, акционер компании "КА-Интернет" Сергей Пехтерев назвал пожаробезопасность, энергосовместимость с бортовой сетью, минимальное электромагнитное излучение и отсутствие помех для других систем. Именно эти параметры являются решающими при сертификации оборудования, которое будет использоваться на высоте в тысячи метров над землёй.