Грузоотправители могут получить приоритет на перевозки по ВСМ Москва – Петербург

Государство намерено привлечь грузоотправителей к строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. По данным источников, состав акционеров компании-учредителя ООО "ВСМ Две столицы" уже сформирован. Контрольный пакет акций с уставным капиталом в 328,5 млрд рублей будет принадлежать ГУП "Московский метрополитен" с долей в 51,7%, что эквивалентно вложению около 170 млрд рублей.

ОАО "РЖД" инвестирует 26,9% (88 млрд рублей), регионы внесут 15,5% (51 млрд рублей), а управляющая компания ЗАО "Лидер" вложит символические 10 млн рублей, что составляет всего 0,0031%.

Министерство транспорта не ответило на запрос газеты. Департамент транспорта Москвы подтвердил участие столицы в проекте, отметив, что город обязан вложить не менее 150 млрд рублей в рамках указов президента. Внесение средств будет регулироваться правительствами регионов.

Также планируется привлечение грузоотправителей с долей в 5,8% (19 млрд рублей). К проекту приглашают крупнейшие компании нефтегазовой, горно-металлургической и химической отраслей, включая "Роснефть", "НОВАТЭК", "ЛУКОЙЛ", "Уралкалий", "Еврохим" и другие. Эти компании могут получить приоритетное право на перевозку грузов через порты Северо-Запада, а также доступ к 30 млн тонн провозной способности, которая появится после завершения строительства ВСМ. Объем провозных мощностей будет распределяться пропорционально доле акций каждого грузоотправителя.

Правительство также обещает стимулировать компании дивидендами. С 2045 по 2064 год акционеры компании "УК ВСМ Две столицы" могут получить совокупные дивиденды в размере 10,4 трлн рублей, из которых на долю грузоотправителей придется около 600 млрд рублей.

Тем не менее, представители крупных промышленных предприятий пока воздерживаются от комментариев. Источник в металлургической отрасли подтвердил получение предложения, но отметил, что оно не является обязательным. Собеседник из химической отрасли указал, что предложения сделаны на добровольной основе и без жестких условий.

По мнению специалистов, рентабельность северо-западного направления сильно зависит от различных экономических факторов, таких как мировые цены и ставки фрахта. Привязка к этому направлению будет оправдана только при наличии гарантии безубыточности, что может быть обеспечено тарифной политикой РЖД или субсидиями со стороны государства.

Фото:commons.wikimedia.org