ЦБ РФ рассказал о недобросовестных практиках в автокредитовании

Банк России в рамках поведенческого надзора обнаружил недобросовестные практики в сфере автокредитования, касающиеся навязывания потребителям дополнительных платных услуг. Эти услуги могут существенно увеличить финансовую нагрузку на заёмщиков, сбивать их с толку по поводу условий заключаемых соглашений и приводить к нарушению их прав, предусмотренных законом. Об этом говорится в официальном сообщении регулятора.

Клиентам предлагается ряд дорогих консультационных услуг по страхованию, хотя за подобные услуги, как правило, не требуется платить, или предлагают скидку на автомобиль, но только при условии его покупки в кредит или приобретения дополнительных платных услуг. Также зафиксированы случаи, когда заёмщикам предоставляют недостаточную информацию о условиях сделки. В результате клиентам приходится нести ненужные расходы на товары или услуги, необходимость которых не была должным образом объяснена, оставляя их без достаточной защиты со стороны действующих норм регулирования.

Регулятор выявил, что помимо недобросовестных консультаций, многие кредиторы предлагают потребителям товары и услуги с завышенной ценой. При этом, если заёмщики отказываются от этих услуг, деньги могут не возвращаться вовсе или возвращаться частично. Банк России акцентирует внимание на необходимости создания договорных конструкций, которые обеспечивают возврат денежных средств за услуги в случае, если они имеют продолжительный характер.

Кроме того, встречается практика, когда дополнительные услуги не включаются в договорах на выдачу кредита, что также ставит под сомнение прозрачность взаимодействия с заёмщиками. Банк России настоятельно рекомендует кредиторам фиксировать все сопутствующие услуги, на покупку которых заёмщик согласился во время оформления автокредита, в заявках, подаваемых на получение кредита.

Банк России также обратил внимание на широкую распространенность практики предоставления скидок при условии покупки транспортного средства в кредит или покупки дополнительных платных услуг. Данная практика затрудняет для клиентов возможность отказаться от ненужных услуг и вернуть потраченные на них средства, а также осуществить досрочный возврат кредита.

Фото: freepik. com/freepik (License: Free)