Когда доверие присутствует, появляется открытость и честность, которые помогают избежать множества конфликтов и недопонимания, рассказала изданию MoneyTimes. ru психолог, карьерный консультант Анна Мухина.
В первую очередь важно отметить, что ложь может иметь разные причины. Это не всегда связано со страхом. Иногда дети просто фантазируют. Однако если говорить о страхах, то чаще всего ребенок сомневается в том, что его поймут. Он может считать, что есть нечто важное, и не надеется на понимание со стороны родителей, что заставляет его стремиться сохранить свое личное пространство и не допускать вмешательства.
Страх наказания также может иметь место. Например, если ребенка наказывают за плохие оценки, он будет избегать правды, чтобы не столкнуться с последствиями. В таких случаях ложь указывает на потерю контакта между родителем и ребенком. Это скорее отражает проблемы родителей в воспитании и их неспособность найти другие способы взаимодействия, кроме как проявлять агрессию, — поясняет специалист.
Обстановка в доме также играет значительную роль в вопросе детской лжи. Как уже упоминалось, детская ложь начинает проявляться примерно с трех лет, когда ребенок осваивает речь и создает свой мир. Такая ложь не всегда вызывает беспокойство у родителей. Но если ложь возникает с целью укрыть что-то, это указывает на потерю или нарушение доверия.
Ребенок может опасаться, что родитель даже с лучшими намерениями может ухудшить его положение в школе или детском саду, что приводит к ощущению, что родитель не является надежной опорой.
Для того чтобы сохранить доверие и предотвратить ложь, родителям следует активно слушать ребенка и учиться договариваться с ним. С момента, когда ребенок начинает говорить, важно обсуждать с ним правила и условия. Кроме того, родитель должен быть внимателен к эмоциям ребенка.
Например, когда ребенок теряется и возвращается, он, как правило, рад воссоединению. Но некоторые родители, вместо того чтобы поддержать его, могут начать кричать и угрожать, что лишь усиливает, страх и агрессию. Важно понимать, что ребенок нуждается в поддержке и утешении, а не в наказании в момент его уязвимости, — подчеркивает Анна Мухина.
Родитель не всегда демонстрирует взрослое поведение, и это затрагивает вопрос ответственности. Если ваш ребенок потерялся, это ваша ответственность, а не его. Вы должны заботиться о нем, а не наоборот.
Страх, вызванный потерей ребенка, может привести к агрессии, направленной на него. Важно объяснить ребенку правила поведения и разобрать ситуацию. Но первоочередной эмоцией должна быть радость от того, что вы его нашли, и забота о его благополучии.
К сожалению, многие родители не становятся по-настоящему взрослыми перед тем, как завести детей, и вместо адекватной реакции проявляют поведение испуганного ребенка, который пытается сбросить свой негатив на более слабого.
Они могут даже проявлять физическую агрессию. В норме же родитель должен утешать, выражать радость от воссоединения и понимать, как ребенку было страшно. Затем следует обсудить произошедшее и выработать меры предосторожности.
Например, если ребенок потерялся во время прогулки, важно научить его запоминать адрес и телефон, проверять, знает ли он свое имя, и объяснить, как поступать в случае потери. Также стоит научить его, что можно обратиться за помощью к женщинам с детьми или остаться на месте, где они в последний раз виделись.
Если подобные правила безопасности не были установлены заранее, то возникшая ситуация служит поводом для анализа, что еще можно сделать для защиты ребенка.
Иногда ребенок может убежать из-за сильных эмоций, и важно показать ему, к каким опасным последствиям это может привести. К сожалению, не все родители действуют подобным образом, что и приводит к образованию лжи со стороны ребенка, — констатировала Анна Мухина.