Дефляция, то есть общее снижение цен на товары и услуги, на первый взгляд кажется чем-то положительным. Для потребителей это действительно приятно, но для экономики в целом — не так уж и полезно, отметила в беседе с агентством "Прайм" Мария Долгова, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Для людей подобная ситуация выгодна — за ту же зарплату можно купить больше товаров и услуг. Однако для бизнеса, производящего эти товары и предоставляющего услуги, такая ситуация несет немало проблем.
По словам Долговой, в результате снижения цен может возникнуть так называемая "дефляционная спираль". Она возникает, когда снижение покупательской активности ведет к падению спроса, что вынуждает производителей сокращать объемы выпуска, терять доходы и, как следствие, увольнять сотрудников и урезать зарплаты. Это, в свою очередь, ведет к новому падению спроса, поскольку доходы населения сокращаются, что только усиливает негативную динамику.
Кроме того, из-за ожидания дальнейшего снижения цен люди откладывают крупные покупки, что еще сильнее давит на спрос. Это отражается и на финансовом секторе — падает объем кредитования и снижается доверие к банкам, что может привести к сокращению их активности.
Тем не менее, в условиях дефляции есть и некоторые положительные стороны. Ценность денег возрастает, а процентные ставки по кредитам снижаются. Кроме того, уменьшаются риски возникновения финансовых пузырей на рынке, так как вложения ради сохранения средств становятся менее привлекательными.