Прибыльность основного автомобильного подразделения Tesla в четвертом квартале упала до минимального уровня за последние пять лет, так как компания распродала избыток запасов по сниженным ценам. Несмотря на это, Tesla не подтвердила прогноз по росту продаж автомобилей в этом году на уровне 20-30%, однако акции компании всё равно выросли благодаря оптимизму по поводу ее программ в области искусственного интеллекта и робототехники.
С одной стороны, это всеобъемлющая работа в области искусственного интеллекта, которая в будущем станет основой ее бизнеса. Как оценил генеральный директор, лишь направление робототехники может в конечном итоге принести доход свыше 10 триллионов, что в 15 раз больше, чем годовые поступления розничного гиганта Walmart.
С другой стороны, у Tesla есть её автопроизводственный бизнес: в отличие от футуристических представлений о роботах-слугах, которые должны быть в каждом доме, этот сегмент компании демонстрирует реальные продажи и прибыль уже сейчас. В этом аспекте ситуация выглядит значительно более сложной.
Если заглянуть под капот Tesla, даже непосвящённый наблюдатель заметит быстрое ухудшение состояния её основного автомобильного подразделения.
"Меня удивляет, что акции выросли", — признал партнер компании Deepwater Asset Management Джин Мюнстер после публикации результатов в среду.
Несмотря на то, что он охарактеризовал текущие перспективы как "весьма запутанные и трудные для 2025 года", акции на момент написания статьи выросли на 4%, после того как Маск заявил о запуске нового сервиса роботакси Tesla в июне.
Если обратить внимание на реальные продажи автомобилей компании, можно увидеть, что рост в лучшем случае можно назвать умеренным. В то же время маржа на электрические автомобили продолжила своё устойчивое падение в четвертом квартале из-за распродажи избытка запасов.
Надежды инвесторов на быстрое восстановление были разрушены, когда финансовый директор Tesla Вайбхав Танея предупредил, что прибыльность будет дополнительно подорвана стартом производства обновлённого кроссовера Model Y в феврале, который, по внутреннему обозначению компании, называется Juniper. Производство начнётся одновременно на заводах на трех разных континентах.
"Это беспрецедентное изменение, и мы не знаем, чтобы кто-то ещё обновлял самый продаваемый автомобиль в мире на всех заводах одновременно", — сообщил финансовый директор инвесторам. "Этот переход приведет к потере нескольких недель производства в квартале".
"У них проблемы с продажей автомобилей", — отметил эксперт, обсуждая финансовое состояние компании.
Обычно для оценки финансового состояния Tesla применяется квартальная валовая маржа её автомобильного подразделения, исключающая доходы от продажи регуляторных кредитов CO2 конкурентам с двигателями внутреннего сгорания.
Этот показатель упал до самого низкого уровня за последние пять лет, составив всего 13,6% — более чем на один процентный пункт ниже прогнозов. Ранее он колебался в диапазоне от 20% до 30%, когда бизнес Tesla на автопроизводстве стремительно развивался после запуска Model Y в январе 2020 года.