Нобелевский лауреат объяснил, почему старение — это не генетическая программа

Старение не является частью генетической программы, а всего лишь побочным эффектом эволюции. Такое утверждение сделал Венкатраман Рамакришнан, лауреат Нобелевской премии по химии, в своей книге Why We Die. Он, открывший структуру рибосомы, отметил, что природный отбор концентрируется только на тех признаках, которые способствуют размножению. Всё, что происходит после этого, по мнению ученого, не имеет значения для эволюции, и поэтому старение остается неизбежным процессом.

Рамакришнан утверждает, что старение не следует воспринимать как простое "изнашивание организма". Это скорее следствие баланса между затратами, направленными на рост, выживание и восстановление. В зависимости от этого баланса продолжительность жизни каждого вида в природе оказывается различной, и старение — это результат этого механизма. В отличие от распространенной точки зрения, оно не является следствием накопления повреждений, а скорее следствием эволюционного процесса, где забота о поддержании здоровья после репродукции не стоит на первом месте.

Учёный также предостерегает от веры в мифы о возможном "обратном старении". По его мнению, обещания продления жизни или даже омоложения, которые предлагают псевдонаучные теории, часто скрывают лишь коммерческие интересы. В его книге Рамакришнан подчеркивает, что такие заявления не имеют научного основания и часто направлены на привлечение денег, а не на реальные достижения в области медицины.

Несмотря на это, он признаёт, что человечество всегда мечтало о более долгой жизни с момента осознания своей смертности. Однако учёный предупреждает, что в обществе с чрезвычайно долгой продолжительностью жизни и низкой рождаемостью могут возникнуть серьёзные проблемы. С возрастом и сокращением численности трудоспособного населения, такие общества могут стать менее продуктивными и более склонными к стагнации.