Психолог рассказала, как помочь детям, боящимся громких звуков при обстрелах ВСУ

Тема психического здоровья детей в условиях военных конфликтов и постоянных угроз безопасности становится всё более актуальной в свете обстрелов приграничных регионов России.

Постоянный стресс и страх, вызванные угрозой реальной опасности, неизбежно сказываются на психическом состоянии детей, порождая тревогу и неуверенность. Клинический психолог Марианна Абравитова в интервью Newsinfo рассказала о том, как важно принимать меры для защиты детей и минимизации последствий таких травмирующих факторов.

Прежде всего, следует признать, что тревога, вызванная ситуациями обстрелов, не имеет быстрого решения. Одним из ключевых шагов является снижение контакта детей с шумами, ассоциирующимися с угрозой. Вопрос не в том, как устранить саму тревогу, а как обеспечить безопасность. Первая и самая важная рекомендация — эвакуировать детей из опасных зон. Это не просто разумный совет, а необходимая мера. Для многих детей, переживших такие события, может развиться хронический стресс, и этот опыт нельзя игнорировать.

Дети, ставшие свидетелями обстрелов, часто связывают громкие звуки с угрозой смерти. Эта ассоциация намного глубже, чем просто страх перед шумом — она становится системным восприятием опасности. В отличие от природного грома, который может также вызывать испуг, звуки обстрелов несут реальную угрозу, что делает ситуацию значительно более сложной. Невозможно эффективно преодолеть страх громких звуков, если они ассоциируются с чем-то смертельно опасным.

Травматический опыт войны или насилия может привести к стойким расстройствам. Без должной профессиональной поддержки дети могут остаться "заложниками" своих переживаний, не способными вернуться к нормальной жизни. Чтобы выйти из состояния хронического стресса и тревоги, необходим комплексный и осознанный подход. Работа с психологом, специализирующимся на посттравматическом стрессе, играет ключевую роль в восстановлении детей. Это длительный процесс, который требует создания безопасной психологической среды.

Психологическая поддержка может включать арт-терапию, игровые методики, а также обучение детей саморегуляции и способам преодоления страхов. Это должно быть непрерывным и многократным процессом.

Важно помнить, что дети не должны оставаться наедине со своими страхами, особенно в моменты, когда они чувствуют себя полностью беспомощными. В дополнение к специализированной помощи необходимо привлекать семью, чтобы поддержать психорегуляцию и эмоциональное восстановление.