Мария Долгова: как низкие цены влияют на рынок и потребителей

В последние месяцы в России наблюдается рост жалоб со стороны традиционных розничных магазинов на маркетплейсы, которые предлагают товары по сильно заниженным ценам. Проблема требует внимания и обсуждения, особенно в свете заявлений Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Мы обратились к кандидату экономических наук, доценту кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Г. В. Плеханова Марии Долговой, чтобы выяснить, каковы реальные последствия низких цен и куда движется рынок.

Мария Долгова в ответ на запрос MoneyTimes.ru отмечает, что действительно, многие товары на маркетплейсах стоят дешевле, чем в традиционных магазинах. Это в первую очередь связано с политикой самих платформ, таких как "Озон", которые могут диктовать условия продажи для производителей. По словам Долговой, маркетплейсы могут подтолкнуть продавцов к снижению цен, обеспечивая тем самым доступность товаров для покупателей, но вместе с тем создавая давление на физические магазины.

Однако Долгова уточняет, что трудно говорить о несправедливой конкуренции.

"Рынок подразумевает наличие разных форматов торговли и разных условий продажи товаров для покупателей. С одной стороны, это конкуренция, но с другой — маркетплейсы располагают большими возможностями для снижения цен из-за меньших затрат", — заявляет эксперт.

Она объясняет, что стационарные магазины несут дополнительные расходы — на аренду, коммунальные платежи, оплату труда — в то время как маркетплейсы могут перекладывать некоторые из них на продавцов.

Также важно учесть, что влияние маркетплейсов на малый и средний бизнес различно в зависимости от региона. В крупных городах, таких как Москвы и Санкт-Петербурге, потребители чаще делают заказы на маркетплейсах, что снижает цены. Наоборот, в небольших населенных пунктах люди предпочитают привычный офлайн-шоппинг, что позволяет традиционным магазинам сохранять конкурентоспособность.

Вопрос прозрачности ценообразования на маркетплейсах также вызывает вопросы. Долгова акцентирует внимание на том, что потребители часто не имеют доступа к данным о составе цен и механизмах, лежащих в основе их формирования:

"Маркетплейсы обладают многими рычагами давления на продавцов. ФАС, к сожалению, не может заставить компании предоставлять такую информацию", — заявила Мария Долгова.

Это вызывает опасения по поводу доверия потребителей к ценам на маркетплейсах.

В ответ на вопрос о том, какие меры может предпринять ФАС для сбалансирования конкуренции между маркетплейсами и стационарными магазинами, Долгова сообщает, что регулирование должно быть аккуратным: "Нельзя искусственно балансировать конкуренцию. Лучше всего обеспечить условия, при которых продавцы не будут чувствовать давление и смогут работать в стабильной среде". Она утверждает, что важно следить за тем, чтобы конкуренция не приводила к банкротствам мелких продавцов.

Что касается будущего традиционной торговли, Долгова полагает, что она не исчезнет, но придется адаптироваться к новым условиям. Существует возможность развития небольших магазинов и форматов торговли у дома, что может принести разнообразие в ассортимент.

Магазины смогут использовать доминирующее положение маркетплейсов как стимул для улучшения сервиса и создания уникальных предложений для потребителей.

В конечном счете, будущее торговли в России будет зависеть от того, как быстро будут меняться предпочтения потребителей и как продавцы будут адаптироваться к новым условиям, предлагать фактор удобства и разнообразие, чтобы сохранить свою нишу на рынке.