ИИ и рынок труда: какие профессии останутся востребованными?

В век стремительного технологического прогресса искусственный интеллект всё глубже проникает в нашу жизнь, автоматизируя рутинные задачи, а порой и заменяя специалистов в сложных областях, таких как медицина и финансы. Как должна измениться система образования в России, чтобы подготовить кадры для работы в условиях повсеместного внедрения ИИ? Об этом рассказал Никита Николаев, сооснователь компании "Цельс" в беседе с Newsinfo. Ru.

Какие профессии не сможет заменить ИИ?

По мнению Николаева, креативные индустрии, включая IT-разработку и дизайн, останутся востребованными. ИИ эффективно справляется с рутиной, но ему не хватает таких качеств, как бизнес-интуиция и чутье, необходимых в управлении.

"Искусственный интеллект анализирует общедоступные данные, но в управлении важна бизнес-интуиция, чутье. ИИ пока слабо разбирается в бизнес-процессах и даёт только общие рекомендации", — объясняет эксперт.

Поэтому управленческие профессии останутся за человеком.

Более того, ИИ не только вытесняет старые профессии, но и создаёт новые. В медицине, например, появляются такие специалисты, как консультанты по внедрению ИИ и эксперты по оценке его эффективности в здравоохранении.

"Профессии не исчезают полностью, они трансформируются", — подчёркивает Николаев.

Это характерно для всех технологических революций. Профессия глашатая исчезла с появлением радио, но трансформировалась в профессии радио- и телеведущих.

Как должна развиваться система образования, чтобы готовить специалистов будущего?

Николаев считает, что главная проблема российского образования — недостаток реальной практики. Необходимо перейти от формальной практики к настоящей работе, где студенты смогут не только получить диплом, но и развить практические навыки.

"Есть студенты, которым важен только диплом. А есть более активные, которые уже на последних курсах зарабатывают рыночную зарплату, имея необходимые навыки", — отмечает эксперт.

Система образования должна предлагать разные уровни сложности задач и обеспечивать реальную практику от работодателей.

Вместо формальной оценки по количеству дипломов нужно ориентироваться на качество подготовки, чтобы выпускники действительно умели работать. В этом важную роль могут сыграть профильные кафедры и стратегические партнёры вузов. Стоит создать "витрину" компаний, работающих с ИИ, которые могли бы предлагать студентам как платные, так и бесплатные стажировки. Главное — делать упор на развитие практических навыков, а не на количество выпускников.