Забастовка портовых работников США впервые за полвека

Десятки тысяч портовых рабочих на восточном побережье США начали забастовку — впервые за почти 50 лет, сообщает Financial Times. Работа портов была приостановлена.

Причиной забастовки стало истечение срока коллективного договора Международной ассоциации портовых грузчиков (International Longshoremen's Association, ILA). Переговоры о новом соглашении, затрагивающем около 25 тысяч сотрудников, зашли в тупик из-за разногласий по вопросам оплаты труда и автоматизации, сообщают в Морском альянсе США (United States Maritime Alliance, USMX), представляющем интересы работодателей.

Президент ILA Гарольд Даггетт заявил: "Мы намерены бороться и продолжать забастовку столько, сколько потребуется", призывая USMX "удовлетворить наши требования для завершения забастовки".

Забастовка охватила 36 портов от штата Мэн до Техаса. По данным Conference Board, эти порты обеспечивают около четверти внешнеторгового грузооборота страны (примерно $3 трлн в год) и 57% контейнерных перевозок США.

Исследователи опасаются, что забастовка может привести к остановке импорта продовольствия, фармацевтических препаратов, потребительской электроники и одежды, что в итоге "парализует торговлю в США".

При этом, по информации ILA, обработка военных грузов будет продолжаться.

Согласно оценкам JPMorgan Chase & Co., забастовка может обходиться экономике США в $5 млрд ежедневно, хотя прогнозируют, что она не продлится более недели. Conference Board оценивает потери более скромно — в $540 млн в день.

"Если забастовка продлится неделю или две, грузы накопятся, но общие последствия будут минимальными, за исключением некоторых сильно зависящих от портов регионов, таких как Саванна в Джорджии, — отмечает экономист Moody's Analytics Адам Каминс. — Однако при более длительной забастовке возможно возникновение дефицита товаров и рост цен. Особенно сложной ситуация станет для пищевой и автомобильной отраслей, сильно зависящих от работы портов".

Бизнес-лидеры неоднократно призывали президента США Джо Байдена вмешаться в трудовой конфликт. По их мнению, закрытие портов нанесёт серьёзный удар по экономике страны.

"Американцы уже пострадали от задержек поставок и нехватки товаров в пандемийном 2021 году, когда возникли 'узкие места' в цепочках поставок, — заявила за несколько часов до забастовки глава Торговой палаты США Сьюзан Кларк. — Недопустимо подвергать нашу экономику такому потрясению из-за трудового спора".

Как сообщает MarketWatch, транспортные компании оказались не готовы к резкому росту онлайн-покупок в 2021 году, что привело к скачку цен на контейнерные перевозки. Ограничения на производство за рубежом лишь усугубили ситуацию.

Байден в воскресенье повторил, что не планирует принуждать портовых грузчиков вернуться к работе, хотя законодательство США позволяет это в случае угрозы национальной безопасности.

MarketWatch также отмечает напряжённость в других секторах инфраструктуры США, включая порты западного побережья и железные дороги, где работники требуют повышения зарплат и ограничения автоматизации, а работодатели стремятся сократить расходы.

В понедельник ILA обвинила транспортные компании в завышении ставок фрахта и назвала предлагаемые USMX условия оплаты труда неприемлемыми, указывая на значительное инфляционное давление на членов профсоюза.

"Им безразличны наши интересы, — заявил Даггетт. — Они хотят автоматизировать все порты на Атлантическом побережье. Поверьте, они бы оставили нас без работы, если бы могли. А сейчас наша работа — это бастовать".

USMX заявил накануне, что улучшил предложение по оплате труда и запросил продление текущего договора. "Надеемся, это позволит полностью возобновить переговоры по другим нерешённым вопросам для достижения соглашения", — сообщили в альянсе.

Между тем, как отмечают аналитики UBS, производители игрушек Mattel Inc. и Hasbro Inc. заранее предприняли меры для обеспечения поставок, перенаправив значительную часть их в порты на Тихоокеанском побережье.

"Производители игрушек и ритейлеры опасались портовых забастовок ещё с весны, и мы наблюдаем значительный перенос поставок с восточного побережья на западное, а также ускорение поставок в условиях, которые и без того были сложными с осени прошлого года".

По данным MarketWatch, логистические проблемы за последний год усугубились из-за нападений на суда в Красном море и падения уровня воды в Панамском канале.

"По нашим оценкам, пик производства и поставок игрушек пришёлся на конец августа — середину сентября", — сообщили в UBS.

Свыше 85% поставок Mattel и Hasbro проходят через порт Лонг-Бич, который вместе с портом Лос-Анджелеса образует крупный узел для доставок из Азии.

Основная часть грузов обеих компаний перевозится по заранее зафиксированным ставкам, однако они по-прежнему зависят от волатильного спотового рынка, где паника иногда вынуждает клиентов платить заранее за бронирование мест в контейнерах, что позволяет транспортным компаниям повышать цены.

"Мы ожидаем, что возможные 'заторы' отразятся на спотовых ценах, хотя прямое влияние на производителей игрушек может быть ограниченным, учитывая, что пик производства и поставок у Mattel и Hasbro уже позади, а 85-90% поставок на этот год уже обеспечены", — поясняют в UBS.

В ноябре в США начнётся сезон зимних праздников. Согласно прогнозу Deloitte LLP, общий объём покупок в этот период вырастет на 3,3% после повышения на 4,3% годом ранее. Ожидается, что продажи в интернет-магазинах страны с 1 ноября по 31 декабря увеличатся на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $240,8 млрд, что станет максимальным ростом с 2021 года, прогнозирует Adobe.

Фото:commons.wikimedia.org