Министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев сообщил о планах по увеличению транспортировки нефти через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который направляется в Турцию.
По его словам, данная инициатива позволит значительно сократить объемы поставок ресурса через российскую территорию. В текущем году Казахстан планирует произвести 88,4 миллиона тонн нефти, а к 2026 году ожидается, что этот показатель превысит 100 миллионов тонн, как передает РИА Новости.
На данный момент основным маршрутом для транспортировки казахстанской нефти является трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который проходит из Атырау в Новороссийск.
В 2023 году через этот маршрут ожидается транспортировка 55,4 миллиона тонн, что составляет большую часть от общего экспорта в 68,8 миллиона тонн. Остальные объемы нефти распределяются между трубопроводом Атырау-Самара, маршрутом через Каспийское море и поставками в Китай.
Основными покупателями казахстанского топлива являются европейские страны, среди которых Австрия, Италия, Испания, Франция, Швейцария, Нидерланды, Румыния, Греция, а также Индия.
Планы по расширению экспорта нефти через турецкий порт Джейхан действительно могут привести к снижению транзита через Россию, однако эксперты выражают сомнения касательно экономической целесообразности такого решения.
Вице-премьер Казахстана Ерлан Аккенженов отметил, что существующему маршруту через КТК сложно найти альтернативу с точки зрения экономической эффективности. Создание новой инфраструктуры в районе Джейхана требует значительных временных и финансовых вложений, и при этом пропускная способность КТК значительно превышает возможности нового турецкого направления.
Кроме того, в Казахстане рассматривают возможность увеличения пропускной способности трубопроводов, которые ведут с запада страны на восток к границе с Китаем, а также возможность транспортировки по железной дороге.
Тем не менее, такие маршруты могут оказаться более затратными, что негативно скажется на прибыли производителей. Белхароев подчеркивает, что переход на новую логистику повлечет за собой дополнительные расходы, что в свою очередь может привести к снижению рентабельности нефтедобывающих компаний.
Несмотря на перспективы, которые открывает маршрут через Турцию для увеличения доступности казахстанской нефти на европейском рынке, потенциал роста добычи и снижения зависимости от российских трубопроводов у Казахстана остается ограниченным. Учитывая текущие прогнозы потребления углеводородов, значительного спроса на дополнительные объемы в ближайшее время не ожидается.