В Москве, в Центре коллективного использования Института археологии Российской академии наук, продолжаются важнейшие исследования древнерусских артефактов, поступивших из Великого Новгорода. На базе новейших технологий и оборудования учёные проводят детальное изучение фрагментов фресок XII века, а также объектов, найденных в крупнейшем кладе, обнаруженном на Софийской стороне города. Все эти артефакты помогают пролить свет на важные аспекты исторического и культурного наследия Древней Руси.
Одним из ключевых направлений работы является исследование архитектурных элементов, в частности, анализ строительных смесей, использовавшихся в росписях Георгиевского собора Юрьева монастыря. С помощью петрографического анализа специалисты выявили сложную структуру фресок, состоящую из извести, дроблёного известняка, пигментов и кальцита. Это открытие подтверждает высокое мастерство древнерусских художников, которые использовали разнообразные материалы для создания своих произведений.
Как рассказала младший научный сотрудник Екатерина Яновская, благодаря стратиграфическому анализу учёным удалось доказать, что найденные фрагменты действительно относятся к древним фрескам. Этот метод требует тщательной подготовки и точного соблюдения последовательности нанесения слоёв, что делает процесс восстановления фресок особенно сложным, но и чрезвычайно информативным.
Кроме того, для более глубокого анализа материалов используется метод рамановской спектроскопии, который позволяет без повреждений точно определить состав использованных веществ. Этот метод помог исследователям установить, что один из образцов фресок был раскрашен с применением природного лазурита — редкого пигмента с уникальными спектральными характеристиками, что является ещё одним подтверждением высокого уровня искусства того времени.
Параллельно с этим в лаборатории проводится исследование серебряной лунницы из Воздвиженского клада конца X века, который был найден в 2024 году. Для очистки и дальнейшего изучения артефакта использован сканирующий электронный микроскоп, позволяющий детально исследовать состав сплавов, а также технологии, применяемые древними мастерами, в том числе виды припоя. Это открытие — ещё один важный шаг в понимании металлургического мастерства раннесредневековых русских.