Мошенники продолжили совершенствовать схему обмана, известную как Fake Date ("Фальшивые свидания"), и вывели её на принципиально новый технологический уровень. С использованием искусственного интеллекта (ИИ) такие преступления становятся всё более сложными и изощрёнными. По словам экспертов, опрошенных "Известиями", применение нейросетей позволяет злоумышленникам создавать реалистичные образы, которые практически невозможно отличить от настоящих людей, что делает их методы ещё более опасными.
Руководитель портфеля продуктов VisionLabs (структура МТС) Татьяна Дешкина отмечает в беседе с Известиями, что теперь преступники используют технологии для генерации полностью мультимодальных персонажей, которые способны имитировать поведение реального человека. Такие "виртуальные собеседники" не только моргают, двигают губами и синхронно произносят реплики, но также могут участвовать в видеозвонках, создавая ощущение живого взаимодействия. Это резко увеличивает уровень доверия со стороны жертв.
Собеседница редакции уточнила, что в настоящий момент уже сообщается о десяти подобных случаях, где жертвы отдали внушительные суммы свыше миллиона рублей в каждом. Аферисты при помощи нейросети анализируют информацию о потенциальной жертве, включая данные из социальных сетей, и начинают выстраивать сценарий общения так, чтобы он выглядел максимально достоверно.
Специалист также подчеркнула, что в ближайшие годы ситуация может усугубиться. В частности, прогнозируется, что уже к 2025 году злоумышленники смогут полностью автоматизировать процесс подбора жертв, используя ИИ для анализа больших массивов данных. В зоне риска — люди, находящиеся в одиночестве или активно ищущие новых знакомств в интернете. Нейросети способны оперативно обрабатывать сотни тысяч профилей и выявлять наиболее уязвимых пользователей.
Также мошенники стали использовать генеративный ИИ для создания контента категории "18+". Как отметил IT-эксперт из GG Tech Сергей Поморцев, благодаря алгоритмам нейросетей преступники могут быстро генерировать откровенные дипфейки, минуя необходимость задействования реальных людей. Такие "продукты" не только снижают затраты, но и позволяют мошенникам действовать быстрее, избегая привлечения посредников.