Предприятие "Метрострой Северной столицы" не построившее ни одной новой станции сможет стать безубыточным не раньше 2028 года при условии стабильности бюджета Петербурга и соучредителя банка "ВТБ". Но есть большие сомнения в этом.
Губернатор Петербурга Александр Беглов последние два года в публичном пространстве винит в низких темпах метростроения ОАО "Метрострой", которое уже давно благополучно обанкрочено не без его участия. В вину "Метрострою" вменяют качество работ по станциям "Дунайская — Проспект Славы — Шушары", также критикуется состояние оборудования. Новый упрек Беглова звучит так: "они работали в Москве".
Примечательно, что сменивший "Метрострой" "Метрострой Северной столицы" (МССС) является убыточным, к тому же он не построил ни одной новой станции. По данным "Rusprofile", в 2021 году при выручке в 667 млн рублей чистый убыток МССС составил 992 млн рублей, фактически — миллиард.
Сам Беглов рапортовал, что МССС выйдет на безубыточность не раньше 2028 года, и только при благоприятных условиях. Выход из состава учредителей одного из членов, например, банка ВТБ, может самым негативным образом сказаться на предприятии. Вторым соучредителем является Смольный. Начатые "ВТБ Девелопмент" в августе 2022 года переговоры с властями города о выходе из состава учредителей убыточного предприятия вынудят Смольный компенсировать вторую часть уставного капитала. И с большой долей вероятности эта обязанность тяжким бременем ляжет на плечи налогоплательщиков.
Двукратное увеличение финансирования в 2022 году не привело к ожидаемому увеличению объемов строительства. Именно после этого Беглов и нашел виновника всех бед в лице разоренного ОАО "Метрострой". По заявлению представителей "Метростроя", предприятие уже в 2020 году стало прибыльным.
"Основной акционер в лице Александра Беглова в 2020 году дезинформировал банки и основных кредитов о состоянии дел в "Метрострое", и не хотел рассчитываться за выполненные работы. Даже в тяжелый период с 2019 по 2021 годы "Метрострой" показывал прибыль. А Беглов в своих словах подтверждает умысел, что это был перевод бизнеса, можно сказать своеобразный "рейдерский захват" действующего предприятия", — говорят представители компании.
Информацию о падении прибыли "Метростроя" после разрыва контракта со Смольным подтверждают и данные "Rusprofile".
В качестве положительного примера метростроения можно привести опыт Москвы, где при аналогичном в процентном соотношении с Петербургом бюджете и постоянной смене собственников, "Мосметрострой" стабильно демонстрирует прибыль. После падения выручки в 2019 году московская компания уже в 2021 году показала рекордную прибыль в 3,6 млрд рублей при выручке в 32 млрд. Вполне вероятно, что если банк ВТБ выйдет из состава учредителей убыточного МССС, бюджет Петербурга попросту не выдержит нагрузки, и сменщику "Метростроя" придется искать замену, обрекая петербуржцев на застой в метростроении.