В январе 2025 года российские банки зафиксировали исторически низкий уровень одобрения потребительских кредитов — только 5% заявок были удовлетворены. Это контрастирует с январем 2024 года, когда одобрялось около четверти заявок.
Эксперты связывают такую динамику с действиями Центрального банка, который повысил ключевую ставку до 21% и ужесточил требования к заемщикам. В ВТБ подтверждают снижение одобряемости на 50% и снижение спроса на кредиты на 30% из-за высоких ставок.
Экономист Игорь Лавровский в интервью NewsInfo. ru отметил, что низкая одобряемость сохранится, пока не улучшится соотношение доходов населения и кредитной нагрузки. Он объяснил, что ужесточение кредитной политики Центробанком направлено на сдерживание роста просроченных долгов.
Лавровский добавил, что количество просроченных кредитов снизилось в текущем году, а Центробанк продолжает вводить более жесткие требования, считая текущую кредитную нагрузку нежелательной.
Эксперт также отметил, что на уровень одобряемости влияют объем выданных кредитов и доходы населения. При этом, хотя рост доходов позволяет брать больше кредитов, эта сфера находится под строгим контролем Центробанка. Лавровский выразил надежду, что ситуация может измениться, если улучшится соотношение доходов и кредитной нагрузки, что приведет к росту одобряемости кредитов. Он подчеркнул, что политика Центробанка гибкая и может быть пересмотрена, если регулятор сочтет текущую ситуацию безопасной для банковской системы.
По мнению Лавровского, в условиях высоких ставок альтернативой потребительским кредитам может стать рынок частных инвестиций. Он считает, что кредиты следует брать только при наличии стабильного дохода, а для новых проектов необходимо развивать рынок частных инвестиций.
Экономист подчеркнул, что начинать новые проекты за счет кредитов неправильно.
Лавровский предупредил, что низкий уровень одобрения кредитов может снизить потребительский спрос и негативно повлиять на экономику. Тем не менее, главным фактором беспокойства в экономическом блоке остается уровень инфляции.
Он выразил мнение, что результаты проводимой политики будут видны в ближайшее время, и если она замедлит рост ВВП, то может быть пересмотрена. К июню 2025 года ситуация должна стать более понятной.