Путешественники, приезжающие в Карелию, всё чаще оказываются не просто туристами, а подлинными поклонниками этого северного края. Они приезжают за древней историей, за уникальной природой и, главное, за петроглифами — наскальными изображениями, возраст которых достигает семи тысяч лет. Эти загадочные следы прошлого разбросаны по побережьям реки Выг и берегам Онежского озера. Археологи предполагают, что древние люди создавали здесь нечто, напоминающее храм под открытым небом или своеобразную галерею, однако точное значение этих мест остаётся неизвестным. Выбивая изображения с помощью кварцевых отбойников на твёрдом карельском граните, неолитические художники оставили после себя сцены охоты, лодки с головами животных на носу и мифологические символы.
Одной из первых в стране, кто начала серьёзно изучать карельские петроглифы, была археолог Надежда Лобанова. Она рассказала, что онежские и беломорские наскальные выбивки, ставшие 44-м объектом в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, были внесены туда без обсуждений. Представитель Омана на заседании комитета удивился, что такие выдающиеся памятники до сих пор не были включены в список, отметив, что они не нуждаются в дополнительных доказательствах своей уникальности. В России же долгое время об этих сокровищах знали лишь специалисты.
Самые доступные для осмотра — беломорские петроглифы, расположенные на реке Выг. Там, на каменных плато, исследователи насчитали более 2,5 тысяч изображений. Среди них особенно интересны сцены охоты на белух, оленей, птиц и даже первые в истории изображения лыжников. Туристы с интересом ищут фигуру, прозванную "белым шаманом", и "Бесовы Следки", хотя последние нередко путают с петроглифами на Бесовом Носу, расположенными в другой части региона. В действительности следы, ведущие к фигуре высотой 80 сантиметров, находятся в двух километрах от Залавруги, на острове, где впервые их обнаружил археолог и писатель Александр Линевский в 1926 году, прибывший туда для изучения жизни поморов.
Работы по изучению этих уникальных памятников на время были прекращены, но в 2000-х археологи вновь обратили к ним внимание, применяя новые технологии, в том числе методы, заимствованные у норвежских коллег. Благодаря этому удалось найти целые группы ранее неизвестных петроглифов. По словам Лобановой, сейчас такие открытия случаются реже, ведь большая часть мест уже исследована, однако поиски продолжаются — иногда изображения находятся даже под слоем почвы. Одной из значительных находок стала композиция на Залавруге: к бегущему оленю пририсована спираль. Исследователь считает, что это может быть отголоском древних северных мифов о важенке, везущей солнце по небу.
С каждым годом интерес к петроглифам растёт не только у ученых, но и у туристов. Эти изображения, оставленные тысячелетия назад, становятся связующим звеном между прошлым и настоящим, позволяя каждому прикоснуться к духовному и культурному наследию далёкой эпохи.