Нефть и газ остаются важнейшими элементами мировой экономики в ближайшие 10-15 лет, оказывая влияние на множество аспектов жизни. Норвегия, как один из ключевых экспортёров, сталкивается с уменьшением своих ресурсных запасов. Норвежский континентальный шельф, долгое время служивший символом стабильности нефтегазовой отрасли, оказывается под угрозой из-за энергетического перехода и климатических вызовов.
Норвежское управление по нефтяным ресурсам предложило три сценария до 2050 года. В базовом сценарии предполагается, что добыча пиковых объемов нефти и газа достигнет в 2025 году и начнёт снижение, при этом доля газа возрастёт, соответствуя глобальному спросу на более чистую энергию. Тем не менее, отрасль столкнётся с нехваткой крупных открытий и высоким уровнем инвестиций.
Сценарий быстрого спада обозначает резкое снижение добычи, рискованное в условиях недостаточных инвестиций. В этом случае нового газа станет недостаточно для поддержания текущих уровней производства, без технологических нововведений отрасль будет находиться на грани упадка.
Оптимистичный сценарий возможен при активной разведке и внедрении технологий. В этом случае добыча может оставаться высокой до 2035-2037 годов, особенно в Баренцевом море, где могут быть обнаружены значительные газовые запасы. Однако даже при таких условиях, к 2050 году добыча сократится вдвое, что потребует от Норвегии диверсификации экономики.
Планы Норвегии по разведке не соответствуют Парижским соглашениям по климату, так как выбросы углекислого газа ставят перед нефтегазовым сектором серьёзные вызовы. К тому же, истощение месторождений и геополитическая напряжённость требуют пересмотра стратегии развития энергетического сектора.
На фоне сложной ситуации, Россия может вернуть свою долю на энергетическом рынке Европы, утраченной из-за санкций. Укрепление позиций в Арктике и проблемы Норвегии создают возможности для восстановления российского влияния, однако успешность этого процесса зависит от способности адаптироваться к новым условиям.
Норвегия сталкивается с геополитическими рисками, особенно вследствие активности НАТО и возможного усиления присутствия США в Арктике через Гренландию. Это создает дополнительные вызовы для страны, контролирующей лишь малую часть арктического шельфа, и требует пересмотра стратегии в условиях растущей конкуренции за ресурсы.