С 1 мая 2025 года российский рынок автомобилей может столкнуться с новым витком цен. Причиной станет изменение методики расчёта утилизационного сбора для машин, ввозимых из стран Евразийского экономического союза. По информации "Коммерсанта", теперь к сбору будет прибавляться разница между пошлинами в этих странах и тарифами в РФ, а также учитываться акцизы и налог на добавленную стоимость. В результате стоимость импортируемых автомобилей может вырасти на 20-25%.
Наиболее ощутимыми последствия окажутся для премиальных брендов, которые поставляются через механизм параллельного импорта. В связи с предстоящим скачком цен, дилерские центры уже столкнулись с серьёзным давлением: склады заполнены, а издержки на хранение автомобилей продолжают расти, особенно на фоне высокой ключевой ставки Центробанка. Управляющий директор компании "Альфа-Лизинг" Максим Агаджанов сообщил, что участники рынка готовятся к изменениям, стараясь реализовать как можно больше машин до 1 мая.
Президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Алексей Подщеколдин отметил, что автосалоны идут на беспрецедентные меры, предоставляя значительные скидки. Такая политика, по его словам, продиктована желанием освободить склады и сократить потенциальные убытки, которые могут возникнуть в случае подорожания автомобилей. Особенно заметно снижение цен на китайские модели: некоторые из них реализуются со скидками до одного миллиона рублей. В среднем, диапазон дисконтов составляет от 150 тысяч до миллиона, в зависимости от марки и комплектации.
В условиях неопределённости эксперты настоятельно рекомендуют россиянам, планирующим смену автомобиля, не откладывать покупку. По их прогнозам, уже в начале мая ценовая планка может резко повыситься, особенно на популярные и дефицитные модели. Такая динамика, вероятно, отразится не только на премиальном сегменте, но и на более доступных авто, поскольку общий рост издержек вынудит дилеров корректировать прайс-листы по всему ассортименту.
В ближайшие недели рынок ожидает всплеск активности со стороны покупателей, что может временно оживить продажи. Однако в долгосрочной перспективе повышение цен способно охладить спрос и затормозить восстановление автопрома, который всё ещё адаптируется к новым экономическим условиям и логистическим ограничениям.