Пробуждение самостоятельности: секреты детского психолога для обучения игры без взрослых

Детский психолог Ирина Медведева, главный научный сотрудник Института детства Российского детского фонда, отвечает на актуальные вопросы родителей о том, как помочь детям научиться самостоятельно развлекать себя.

Если ребенок не умеет сам себя занимать и постоянно ждет, что мама будет его развлекать, важно начать с основ. Для детей дошкольного возраста необходимо активно участвовать в их играх, помогая им развивать навыки. 

«Сначала нужно учить ребенка играть, иногда даже придумывать игры вместе с ним», — советует Медведева.

Когда ребенку исполняется около пяти лет, можно начать вводить чтение в его досуг. При этом стоит учитывать желание ребенка. Важно оценить, готово ли ваше чадо к тому, чтобы начать учиться читать. 

«Если родителям некогда играть, чтение может стать отличной альтернативой. Можно предложить ребенку почитать вслух», — добавляет психолог.

Для более старших детей важно организовывать игры с другими детьми. 

«Приглашайте друзей в гости и объясняйте ребенку, как важно быть вежливым хозяином и занимать гостей интересными играми», — рекомендует специалист. 

Это не только развивает социальные навыки, но и помогает ребенку научиться самостоятельно организовывать свое время.

Медведева также подчеркивает, что родители могут быть виноваты в том, что ребенок не умеет сам себя занимать. 

«Гиперопека приводит к тому, что дети становятся зависимыми от участия взрослых. Родителям стоит рано приучать детей к самостоятельности в игре», — говорит она.

Что касается игрушек, выбор зависит от пола и интересов ребенка. Девочки чаще играют в куклы и дочки-матери, тогда как мальчики предпочитают конструкторы и машинки. 

«Важно ориентироваться на интересы ребенка и предлагать ему соответствующие игрушки», — заключает психолог.

По мнению эксперта, поддержка родителей и правильный подход к обучению самостоятельной игре помогут детям развить навыки, необходимые для их роста и развития.