Вопрос регулирования чаевых в России остается открытым: пока законодательство не предусматривает четких правил их распределения, в том числе на цифровых платформах. Однако ситуация может измениться.
Как сообщила ТАСС научный сотрудник лаборатории анализа международных практик Института Гайдара Мария Гирич, перспективы введения комиссии за чаевые обсуждаются в экспертном сообществе.
Этот прогноз представлен в исследовании "Мониторинг правового регулирования цифровой экономики", подготовленном специалистами Института Гайдара.
Опыт зарубежных стран, таких как ЕС, США и Франция, показывает, что платформы несут обязательства по выплате чаевых и информированию пользователей об их размере. Однако в России действующий законопроект о платформенной экономике этот вопрос пока не затрагивает. Более того, в условиях отсутствия регулирования крупные платформы занятости — O-Courier, Ozon Job, Wildberries (WB Job, WB Courier, WB Go), а также сервисы "Яндекса" ("Яндекс.Еда", "Яндекс.Такси") — не устанавливают четких правил по выплате чаевых и удержанию комиссий, отметила Гирич.
Согласно разъяснениям Минфина, если официанты получают чаевые напрямую от клиентов, эти средства считаются подарком и не облагаются налогом. Однако если чаевые сначала поступают на счет организации, они уже не считаются дарением. В этом случае работодатель может вычесть вознаграждение за их прием по агентскому договору.
Эксперты считают, что этот же принцип может быть применен и к платформенной экономике. Так, таксопарки, работающие через агрегаторы, могут взимать комиссию с чаевых водителей. Если работник сотрудничает с платформой по гражданско-правовому договору, сама платформа может выступать агентом или комиссионером, удерживая часть чаевых в свою пользу.