В условиях повышения цен на бензин, заместитель генерального директора Института национальной энергетики и главный редактор ИнфоТЭК Фролов Александр Сергеевич предложил экспертный взгляд на основные факторы, определяющие формирование цен на топливо в ближайшие месяцы, передает MoneyTimes.ru. По мнению Александр Сергеевича, на стоимость бензина влияют три ключевых составляющих: налоги, соглашения между правительством и нефтяными компаниями, а также биржевые котировки.
С началом 2025 года наблюдается очередное увеличение акцизов на моторное топливо, что, как подчеркивает экономист, является привычной практикой для российского законодательства. Акциз представляет собой важную часть налогового бремени, формируя доходы дорожных фондов, что позволяет поддерживать и развивать инфраструктуру.
"Каждый 1 января последние годы мы видим рост акцизов, который прямо влияет на конечную стоимость бензина для потребителей," — поясняет Фролов.
Он обращает внимание на то, что увеличение акцизов напрямую "вшивается" в цену на моторное топливо, и это сказывается на гражданах, независимо от других факторов.
Вторым значимым аспектом являются переговоры между правительством и нефтяниками о контроле за ростом цен на автозаправочных станциях.
"Существуют согласования, что цены будут расти в пределах инфляции," — добавляет Фролов, объясняя, что если бы этого регулирования не было, стоимость бензина могла бы быть значительно выше, чем нынешняя.
Третий компонент, который трудно игнорировать, — это оптовые цены на топливо, определяемые биржевыми котировками. Несмотря на то что оптовые цены мало влияют на розничные, сезонные колебания в спросе на бензин и дизтопливо все-таки имеют свои последствия.
"Цены на моторное топливо демонстрируют ярко выраженную сезонность, особенно в сфере оптовых продаж," — уточняет он.
В частности, зимой наблюдается снижение потребления, что может со временем отразиться на розничной цене, хотя и не так явно. Однако, в отличие от автомобильного бензина, розничная цена на пропан-бутан очень зависима от динамики оптовых цен, что делает ее подверженной резким колебаниям.
Говоря о последствиях роста цен на бензин, Александр Сергеевич отмечает, что это приведет к общему подорожанию товаров и услуг. Однако он предостерегает от чрезмерной паники.
"Проблема в том, что при отсутствии роста благосостояния, восприятие увеличения цен становится гораздо более тяжелым," — говорит он, подчеркивая, что людей будет огорчать необходимость тратить больше на топливо. Тем не менее, при позитивной динамике потребления, удорожание не будет восприниматься как критичное, даже если заправка обойдется на 200 рублей дороже.
Таким образом, в условиях роста цен на бензин, возможно, стоит сосредоточься на улучшении финансового положения и эффективном управлении затратами. Рынок оказал давление на потребителей, но экономическая реальность показывает, что, несмотря на протесты и недовольство, спрос остается существенным. Проблема заключается в том, как эти изменения могут повлиять на мотивацию граждан экономить, и как они будут адаптироваться к новым ценовым реалиям.