Максим Соколов, глава АвтоВАЗа, выразил серьезную озабоченность по поводу демпинга со стороны китайских автопроизводителей, которые реализуют свои автомобили по ценам, сопоставимым с базовой моделью Lada Iskra, используя большие скидки. Он отметил, что это создает не здоровую конкуренцию, а ценовое давление, негативно влияющее на продажи российских автомобилей.
Ситуация на рынке усложняется повышением ключевой ставки и подорожанием автокредитов, что делает покупку новых машин недоступной для большей части россиян. Ужесточившие требования банки увеличили количество отказов по кредитам, а высокие процентные ставки делают заёмные средства малопривлекательными. В то же время на российский рынок начинают возвращаться корейские бренды, такие как Hyundai и Kia, что добавляет неопределенности: потребители откладывают покупку, ожидая знакомых моделей.
Конкуренция на рынке усугубляется и тем, что китайские автопроизводители предлагают значительные скидки. Например, Jetour X50 можно купить с выгодой до 400 тысяч рублей при кредитной покупке, а Haval H7 Elite 2025 года доступен с аналогичными акциями. Это привлекает покупателей, но также может привести к уходу некоторых китайских брендов с рынка из-за снижения маржин.
По прогнозам, в апреле продажи автомобилей Lada не превысят 30 тысяч, что почти на треть меньше результатов прошлого года. Соколов подчеркнул, что такая динамика связана с ценовым давлением со стороны китайских компаний, которые предлагают новые модели, такие как Kaiyi, по цене 1,3 миллиона рублей, сопоставимой с Lada Iskra.
В ответ на сложную ситуацию Соколов предложил расширить меры государственной поддержки, в том числе возобновить субсидирование кредитных ставок для семей, покупающих автомобили, и проверить принципы ценообразования в китайских дилерских центрах.