Крупная экологическая катастрофа на Чёрном море, произошедшая 15 декабря 2024 года в результате столкновения двух танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239", привлекла внимание всей страны. Авария привела к разливу около 4 тысяч тонн мазута, что вызвало масштабное загрязнение побережья, включая пляжи, прибрежные экосистемы и морскую акваторию. Последствия случившегося стали вызовом как для специалистов, так и для волонтёров, которые активно подключились к очистке затронутых территорий.
С первых дней после экологического бедствия десятки добровольцев стали выходить на загрязненные участки побережья, чтобы вручную очищать пляжи от мазута. Однако, как выяснилось, участие в акции не обошлось без жертв. Многие волонтёры столкнулись с серьёзными проблемами со здоровьем из-за отсутствия или недостаточной эффективности средств индивидуальной защиты, сообщает РБК.
Один из волонтёров, Юрий, описал своё состояние после первой рабочей смены:
"Слезотечение, сильное першение в горле, покраснение глаз — я практически не мог дышать через нос. Это состояние можно сравнить с сильным ОРЗ. К врачам я, конечно, не обращался, просто пролежал дома без сил".
Юрий признал, что выбор идти на пляж без элементарной защиты был ошибкой, обусловленной отсутствием координации в первые дни и его собственным энтузиазмом.
Организация волонтёрской работы также вызвала множество вопросов. По словам участников, защитные меры начали вводить лишь спустя несколько дней после начала очистки. Волонтёрам стали предоставлять маски, перчатки и защитные костюмы, однако этого, по их словам, было явно недостаточно. Лишь спустя 10 дней Юрию и другим выдали респираторы — эффективные средства защиты, без которых работа в зоне экологической катастрофы представляла серьезную угрозу для здоровья.
"Работа в маске — настоящее испытание. Затруднялось дыхание, и ее приходилось периодически снимать, чтобы сделать глоток свежего воздуха. Но респиратор — это уже другое дело: мы начали им пользоваться позднее, когда меры защиты усилили", — отметил Юрий.
Резкий запах разлитого мазута делал ситуацию на местах ещё более сложной. Даже находясь дома, вблизи загрязнённых пляжей, он три дня не открывал окна, опасаясь, что токсичные испарения могут проникнуть в жилье.
Другой волонтёр, Александр Величко, признал, что изначальные трудности временно демотивировали многих участников. Однако он отметил, что после улучшения координации работы и усиления средств защиты стало возможным организовать более безопасный процесс уборки. Теперь волонтёры используют угольные респираторы и даже противогазы, значительно уменьшающие воздействие вредных испарений. Благодарят за это волонтёры местные власти, а также поддержку Министерства природных ресурсов.
"Мы видим, как ситуация постепенно улучшается: на пляжах наводится чистота, мы меньше страдаем от воздействия мазута и работаем эффективно. Это заслуга и волонтёров, и власти, которая подключилась к организации помощи", — пояснил Александр.
Крушение танкеров стало одной из крупнейших экологических катастроф Черного моря за последние десятилетия. Танкер "Волгонефть-212" и его аналог перевозили более 9,2 тысячи тонн мазута. Согласно данным Министерства природных ресурсов, в результате аварии в воду попало более 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Нефтяное пятно вывело из строя природные экосистемы побережья, поставив под угрозу редкие виды морской флоры и фауны.
Президент России Владимир Путин оперативно отреагировал на произошедшее, поручив федеральным и региональным органам власти принять все необходимые меры для устранения последствий аварии.