Осенью этого года Госдума предполагает рассмотреть законопроект, регламентирующий повышение выплат по ОСАГО, что, как предполагают эксперты, закономерно скажутся на стоимости полисов. К этому, как считает интернет-ресурс Электорат.Инфо, причастны лоббисты автостраховщиков в законодательных и исполнительных органах власти.
На днях комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении поправки в ОСАГО, увеличивающие лимиты выплат. Речь идет об увеличении возмещения по имуществу со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. через три месяца после принятия закона и со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. через 15 месяцев от вступления в силу поправок. Проект содержит ряд других важных изменений - расширение выплат по "европротоколу" с 25 тыс. руб. до 400 тыс. руб. в ряде регионов, право выбора автомобилистом формы выплаты - ремонт или деньги, получение аванса от страховщика на лечение после аварии и др.
Однако если поправки в закон об ОСАГО будут приняты, это естественным образом приведет к увеличению тарифов - по оценкам экспертов, примерно на 25%. Иными словами, базовая стоимость полиса ОСАГО может увеличиться с сегодняшних 1 980 рублей до 2 500 рублей.
"Здесь секрета никакого нет. Если брать страховой бизнес, то конечно лоббисты страховщиков есть. И только в этом созыве Госдумы появились люди, которые лоббируют интересы и автомобилистов, и перевозчиков", - отмечает в этой связи в интервью интернет-ресурсу Электоррат.Инфо первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, член экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ, лидер Движения автомобилистов России Вячеслав Лысаков.
По словам парламентария, когда принимался закон ОСАГО, его основная социальная нагрузка состояла в том, чтобы уменьшить количество пострадавших и жертв на российских дорогах, создав механизм экономической заинтересованности водителя в безаварийное езде. То есть, если водитель не нарушал правила дорожного движения, он получал бонусы и полис ОСАГО на следующий год в следующий раз обходился такому участнику дорожного движения дешевле. Но эта система, с сожалением замечает Лысаков, не работает, к сожалению. "Если в других странах, например, в Германии, человек совершает ДТП, то он набирает штрафные очки и у него полис ОСАГО в стоимости растет. А если он хорошо ездит, не нарушает, то ему идут значительные скидки на стоимость полиса. Первый год 15% и следующие три года по 10%", - говорит лидер Движения автомобилистов России.
У нас же, по его словам, никакой заинтересованности в том, чтобы у начинающих автомобилистов, у которых количество аварий максимально в первые 2-3 года стажа, нет. То есть закон об ОСАГО у нас не работает, потому что не выполняет своей главной социальной функции - не снижает количество пострадавших и количество погибших на российских дорогах. "А страховщики рассматривают это как вид прибыльного бизнеса", - утверждает Лысаков.
Вообще, как считают эксперты, автостраховщики ведут себя достаточно нагло. Чего стоит только их недавнее письмо на имя вице-премьера Игоря Шувалова, в котором они фактически шантажировали правительство, угрожая уйти с рынка и т.д. И это в то время как сами страховщики зачастую уклоняются от своих обязательств: не выплачивают адекватной суммы, когда автомобилисты обращаются в страховую компанию, или же выплачивают, но с большой задержкой.
Схожей точки зрения придерживается и председатель Межрегиональной общественной организации "Федерация автовладельцев", руководитель Общественного движения "Автомобильный союз" Сергей Канаев. "Однозначно, это лобби страховщиков на законодательном уровне, на уровне исполнительной власти, я имею в виду правительство", - заявил он Электорату.Инфо. И возможной мерой противодействия лоббистам страховщиков защитник прав автомобилистов считает появление в органах власти лоббистов от автомобильных организаций. "...страховщики однозначно лоббируют свои интересы в ущерб автомобилистам. Многие автомобилисты не понимают, почему растут ставки. Страховщики объясняют тем, что они хотя поднять выплаты. Но если даже выплаты поднять сейчас в два раза, то страховщики ничего не потеряют, и мы подобный анализ уже приводили. А растут ставки, я думаю, вот именно благодаря бесконтрольному лоббизму со стороны страховых компаний, в том числе на законодательном уровне и на уровне исполнительной власти", - утверждает Канаев.
Между тем в Минфине опровергают слухи о возможном увеличении тарифов на ОСАГО в связи с увеличением лимита страховых выплат. По словам представителей ведомства, Минфин не представлял финансово-экономическое обоснование по повышению тарифов в Госдуму, поскольку в зависимости от того, какие инициативы будут в итоге приняты депутатами, рост тарифов может быть разным. Однако в Минфине не ожидают существенного увеличения объема выплат при увеличении их лимитов в части причинения вреда имуществу потерпевшим, отметили в ведомстве.