На рассмотрение Государственной думы внесён законопроект, предполагающий поправки в Бюджетный кодекс, КоАП и УК РФ.
"Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объема средств", - отмечают в пояснительной записке к законопроекту его авторы, депутаты Госдумы Александр Хинштейн, Владимир Гутенев и Михаил Дегтярев.
При этом, по мнению парламентариев, действующим законодательством РФ "среди оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства нерезультативного (неэффективного) использования бюджетных средств не значится". "Соответственно, предусмотренные статьей 282 БК РФ меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, в случае выявления фактов нерезультативного (неэффективного) использования бюджетных средств применены быть не могут", - говорится в пояснительной записке.
В связи с этим депутаты предлагают предусмотреть в БК РФ нормативное определение понятие "нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств", которое, по их мнению, позволит квалифицировать действия получателей бюджетных средств, как "нарушающие принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, и установить ответственность за совершение подобных действий".
В частности, таковым предлагается считать правонарушение, выразившееся "в недостижении результатов, заданных государственным заданием, долгосрочной целевой программой или иным правовым основанием. Неэффективным может быть признано и достижение результатов, но с превышением объема бюджетных средств".
Вилки штрафов, согласно предлагаемым поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, составят от 4 до 5 тысяч рублей для должностных лиц, от 40 до 50 тысяч рублей для юридических лиц. Если преступление совершено в особо крупном размере или группой лиц, уличенных в сговоре, то штрафы достигнут от 100 до 500 тысяч рублей, либо обернутся для чиновников принудительными работами на срок до двух лет, либо тюремным сроком до 5 лет.
Кроме того, для должностных лиц-получателей бюджетных средств в качестве альтернативной санкции за правонарушения, не содержащего признаков уголовно-наказуемого деяния, будет установлена административная ответственность в виде дисквалификации сроком до двух лет.
Уголовно наказуемым предлагают считать нарушение, совершенное в крупном (более 1,5 млн. рублей) размере. За него грозит штраф от 100 до 300 тыс. руб. За те же действия, совершенные "в особо крупном размере" либо "группой лиц по предварительному сговору", предлагается карать денежным взысканием в сумме от 200 до 500 тыс. рублей или сажать за решетку на срок до 5 лет.
"Принятие законопроекта создаст правовую основу для привлечения к ответственности участников бюджетных отношений, нарушающих установленный Бюджетным кодексом РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств", - прокомментировал "Российской газете" один из авторов документа, первый заместитель руководителя Комитета по промышленности Владимир Гутенев.