Глава МИД России, Сергей Лавров, заявил на брифинге в Анкаре, что российская часть зерновой сделки с Украиной, которая была подписана в прошлом году, "вообще не выполняется". Сделка предполагает вывоз зерна и удобрений из Украины через Черное море, но препоны на пути финансирования, логистического оформления и страхования экспорта продукции из России сохраняются и даже ужесточаются.
Дипломат подчеркнул, что Совместный координационный центр в Стамбуле согласовывает движение кораблей, но проблемы в исполнении сделки сохраняются. Российская сторона обвиняет западные страны в блокировании решений, принятых генсеком ООН.
Турецкие коллеги также выразили свою озабоченность инициативой генерального секретаря ООН, Антониу Гутерреша, и продолжат обсуждать перспективы этой ситуации.
Ранее MoneyTimes сообщало, что глава МИД России заявил, что продуктовая сделка, заключенная между Россией, Украиной, Турцией и ООН в июле 2022 года, может быть продлена, если будут учтены интересы России. Об этом он сообщил после переговоров с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу в рамках встречи "Большой двадцатки" в Нью-Дели.
При обсуждении перспектив реализации Черноморской зерновой инициативы было отмечено, что продолжение "пакетного" соглашения по зерну возможно только при учете интересов российских производителей сельхозпродукции и удобрений. Это связано с необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа на мировые рынки продукции России.
Ибрагим Калын, официальный представитель Турецкого президента, высказывался, что выполнение условий по логистике и страхованию становится проблемой в зерновой сделке между Россией и Турцией.
По мнению Ибрагмиа, российская сторона не может получить услуги логистики и страхования, предусмотренные зерновой сделкой, и правомерно заявляет об этом. Они указывают на условия ООН, которые необходимо выполнить, чтобы обеспечить возможность транспортировки российского зерна на рынки. Официальных санкций против российского или украинского зерна нет, но европейские транспортные компании, обслуживающие данные рейсы, боятся вторичных санкций и стараются держаться на отдалении.