Уроки поведенческой экономики

Принятие решений определяет качество нашей жизни. И в современной поведенческой экономике предусмотрено множество скрытых мотивов, которые подталкивают нас к тем или иным действиям.
Шахрам Хешмат, специалист по экономике и менеджменту, автор книги «Перспективы поведенческой экономики» - о наиболее часто встречающихся элементах, способных влиять на наш выбор.

 Социальные и рыночные нормы

 Мы живем, по сути, в двух мирах: один характеризуется социальными нормами, другой - рыночными. И люди по-разному реагируют даже на одну и ту же ситуацию с точки зрения «двух миров». Возьмем пример: вам звонит друг и просит помочь с переездом. Вы можете неохотно, но согласиться - ведь он же ваш друг. А если бы он позвонил вам и сказал, что даст 600 рублей, если вы поможете? Скорее всего, вы бы подумали что-то вроде «Это не стоит моих усилий».

Проникновение рыночных отношений в социальные часто портит нашу жизнь, так что старайтесь не смешивать «два мира». Когда эмоции и цены сталкиваются, ситуация кажется неловкой - так ваша девушка может смутиться, случайно увидев, какой вы оплатили счет в ресторане.

 Важность справедливости

Рассмотрим эксперимент: в игре у двух игроков есть шанс выиграть определенную сумму денег. Суть игры: есть, скажем, 6000 рублей, и один из игроков должен предложить другому какую-либо часть этих денег, но только один раз. Если второй игрок отказывается - обе стороны не получают ничего.

Логично, что первому игроку выгодно предложить второму минимальную сумму - например, 100 рублей. И по идее, второй игрок должен согласиться, ведь лучше получить хоть что-то, чем не получить ничего. Однако на практике первый игрок часто предлагает около 50% суммы, потому что понимает - чувство справедливости может перевесить жажду наживы, и второй игрок откажется от минимальной суммы.

 Деньги - еще не все

Сегодня деньги - уже не главный стимул для людей. Такие радости жизни, как отдых с семьей, общение с друзьями, увлечения и хобби сегодня для многих важнее карьеры или «хлебного» места. И один из лучших мотиваторов современного человека - делать то, что нравится, развиваться в любимом деле, даже если оно не настолько выгодно, как другие. Оскар Уайльд как-то сказал: «Циник - это, человек, который всему знает цену и ничто не в состоянии оценить».

 Закон убывающей чувствительности

Чем больше мы потребляем каких-то товаров или услуг, тем меньше в какой-то момент начинаем получать удовольствия от них. Поэтому мы не пьем по 10 чашек кофе по утрам, не съедаем сразу всю шоколадку и не слушаем любимую песню круглые сутки неделями. Мы хитрее - намеренное сокращение потребления позволяет растянуть удовольствие, что не слишком выгодно производителям, столь оттого любящим разные уловки вроде пачек «3 товара + четвертый в подарок».

 

Читайте такжеООН разработала правила успеха в жизни для лентяев

 

Фото: guu.ru