Долг со стороны муниципальных организаций увеличился 1,1%. Общая сумма долга составила 371,9 млрд. рублей. При этом прямой государственный долг показывает рост в 2,4%.
Специалисты считают, что основное решение для снижения долгов - это уменьшение долговых обязательств по кредитам в бюджетной сфере. Бюджетные кредиты уменьшились до отметки в 70,4 млрд. рублей. Обязательства должников по банковским кредитам снизились до 30,9 млрд. рублей.
Долговые обязательства по правительственным облигациям показывают рост в размере 2,8 млрд. При этом общий рыночный долг не превышает сумму в 30 млрд. рублей. Согласно исследованиям, в 2018 году, совокупный долг снижается у 67 субъектов государства. Увеличение долговых обязательств зафиксировано у 13 субъектов и 6 региональных объектов остаются на нулевом уровне.
Лидерами по низким долгам становятся Кемеровская область и Ненецкий округа. За ними в лидерах следует Ямало-ненецкий автономный округ. Снижение объясняется значительным профицитом на сырьевом рынке. Большое влияние оказывают предприятия в угольной промышленности. Благодаря увеличению цен на сырье, Кемеровская область демонстрирует положительный рост бюджета в 20%.
Другие автономные округи имеют положительный бюджет за счет платежей нефтегазодобывающих организаций. Существенный доход приходится на основании налога на прибыль и имущество.
Большинство округов, не названных в списке растущих по бюджету, демонстрируют увеличение долга в среднем на 1% и более. Их бюджет оценивается, как дефицитный в диапазоне от -1% до -1,5%. Из дефицитных округов выделяется Пермский край, который имеет удовлетворительный бюджет на грани нуля. Это обусловлено массовым погашением рыночного долга в последнем квартале.
Московская область имеет профицит в размере 4,1%, что обусловлено повышением капитального финансирования. Эксперты отмечают, что Московская область эффективно управляет долговыми обязательствами. Так, например, за 11 месяцев свободные средства, находящиеся на банковских счетах, составили более 3,5 млрд. рублей.
Серьезные долговые обязательства отмечаются в Хабаровском крае и Мордовии. Дефицит бюджета Хабаровского края составляет более 13%, а Мордовии - чуть менее 30%.
В 2018 году не предусмотрены долгосрочные бюджетные кредиты из-за реструктуризации кредитных условий. Соответственно нет регионов, имеющих прирост от кредитов в бюджетной сфере.
В 2019 году предполагается, что долги растут быстрее, чем темп роста инфляции. Таким образом, субъектам понадобится больше времени на погашение долговых обязательств.
Таким образом, субъекты получают дополнительные льготы в виде увеличения периода погашения кредитов до 12 лет вместо 7 заявленных ранее. Согласно программе реструктуризации, планируется 10% погашенных долгов к 2020 году. В таком случае придется замещать кредиты в бюджетной сфере под рыночные долги, что увеличит размер расходов на обслуживание обязательств.