Основных стратегий ведения переговоров всего пять.
К такому стилю переговоров обычно склонны авторитарные и упрямые управленцы. Если стороны настроены исключительно на собственную победу, не контролируют эмоции, действуют в лоб и решительно, цель переговоров вряд ли будет достигнута. И в наличии будут две проигравших стороны.
Эта стратегия - самая неэффективная, основана на тактике принуждения, давления и отсутствии гибкости поведения. На практике применение такой стратегии приводит к тому, что соглашение становится возможным только при непосредственном активном участии третьей стороны. Положительный эффект может возникнуть лишь когда стороны осознают степень неразрешимости разногласий и добровольно откажутся от поисков путей достижения цели, проигрывая обоюдно.
Это тоже довольно жесткая стратегия, и выражается она в том, чтобы достигнуть решения вопроса за счет интересов другой стороны. Классическая стратегия взаимодействия начальника и подчиненного, заказчика и исполнителя. У одного есть деньги, и он нацелен извлечь максимальную выгоду из товара, услуги или работы, которую предлагает второй: получить большую скидку, настоять на выполнении дополнительного объема работ и т.п. Исполнитель соглашается, но в процессе становится ясно, что изначально обозначенные условия не будут соблюдены. Таким образом, планируемый выигрыш заказчика превращается в проигрыш - нулевой результат и необходимость поиска нового исполнителя.
Стратегию стоит применять лишь в отдельных случаях, поскольку результат, как правило, достигается быстро. Не стоит забывать о том, что уровень воздействия на второго участника обратно пропорционален его желанию сотрудничать.
Эта стратегия подразумевает отказ от собственных интересов в пользу второй стороны. Может быть вынужденной, когда в процессе диалога на самого управленца оказывается давление третьей стороны, а может быть и добровольной. Но в таком случае переговоры имеют иную цель. Например, предмет переговоров не слишком важен руководителя и его в принципе устроит любой результат, так как ему необходимо сохранить прочные и позитивные отношения с деловым партнером.
Такая стратегия позволяет обеим сторонам и уступить друг другу, и получить некие преференции. Как правило, такой вариант развития переговоров возможен, когда стороны равны по статусу и не имеют рычагов воздействия друг на друга. Достижение компромисса - хороший результат, направленный на выработку решения, оптимального для обеих сторон. Но это порой оказывается лишь временной мерой, поскольку первоначальная цель переговоров не достигнута.
Применение стратегии выгодно обеим сторонам. Это наиболее конструктивная стратегия. Но вместе с тем она требует большего количества ресурсов и вовлеченности. Переговоры, ведущиеся в таком ключе, требуют от участников гибкости мышления, активности и занимают много времени.