Рынок розничной торговли России составляет 16% от ВВП всей страны. Продовольственные продукты, в том числе и безалкогольная продукция составляют 30% от общего объема расходов домохозяйственных продуктов. Одежда и обувь составляют около 10%, а табачные и алкогольные продукции - 6%.
Всего в России выделяется несколько лидеров в разных сегментах рынка. В непродовольственном секторе доминируют иностранные европейские компании - H&M и Benetton. На мебельном рынке преобладают Ikea и Leroy Merlin. Однако, в сегменте электроники доминирующими компаниями являются российские игроки - М.Видео и DNS.
Специалисты утверждают, что в 2019 году отрасль ожидает умеренный рост, но при этом темп роста незначительно снизиться. Сильное влияние на цены продуктов окажет повышение НДС размером в 20% с 1 января 2019 года. Новые схемы по возврату НДС для туристов так же не смогут помочь молодым игрокам развиваться.
В течение 15-20 лет крупные игроки не позволяют новичкам увеличивать долю на рынке. В Центральной России приходится около 27% объема рынка на розничные сети и 33% в сегменте пищевых продуктов (данные на 2016 год).
Большинство магазинов соответствуют европейским стандартам ритейла. Наиболее распространены в России такие форматы, как супермаркеты и интернет-магазины. Устаревшие киоски и прилавки потихоньку исчезают с рынка и преобладают, как правило, в сельской местности и маленьких городах.
На рынке ритейла преобладают местные игроки, такие как Retail X5 и Магнит. Они имеют вместе около 26% доли от общего объема рынка ритейла. Вслед за ними располагаются Ашан, Лента и Дикси.
С 2013 по 2016 года доход населения сильно упал, что снизило доходность продуктов на 10%. Однако в 2017 году заработные платы населения продолжали снижаться. Несмотря на прогнозы государственных органов, в 2019 году цены импортных продуктов будут продолжать расти из-за ослабления курса валюты. Это также можно повлиять на ставки по кредитам.
Несмотря отрицательные факторы, рынок ритейла остается привлекательным для инвестиций из-за большого количества игроков и высокой доли городского населения.