Принцип, по которому устанавливается коммуникация в коллективе, должен быть выбран исходя из оценки эффективности всего коллектива и продуктивности каждого его члена.
Существует пять основных типов отношений в коллективе:
1. Кооперация: продуктивное сотрудничество.
2. Конкуренция: продуктивное соревнование.
3. Невмешательство: соблюдение дистанции и фактическая автономия.
4. Соперничество: деструктивное соревнование.
5. Конфликт: негативные отношения с деструктивным взаимодействием или отказом от него.
Следует помнить, что в любой социальной группе существуют роли, которые берет на себя индивид. Более того, общество ожидает от индивида исполнение той или иной роли. В зависимости от ситуации, опыта и характера каждого индивида роли могут меняться, поэтому меняться могут и типы отношений.
Можно выделить три вида отношений:
1. Формальные: соблюдение субординации, подчеркнуто вежливые формы обращения, фокус на работе.
2. Неформальные: дружественная атмосфера, сплочение коллектива посредством конкурсов, праздников, корпоративов.
3. Смешанный: отсутствие общего стиля общения, неразвитая корпоративная культура, конфликты.
При знакомстве с коллективом рекомендуется обращать внимание на корпоративную культуру, определять формальных и неформальных лидеров в коллективе. Обычно формальный и неформальный лидеры - это разные люди, и зачастую влияние именно неформального лидера оказывается ключевым. Руководителям следует использовать методику наставничества, то есть подбирать куратора для нового сотрудника, который бы мог давать ему советы и помогать влиться в работу.
Гармоничная атмосфера внутри организации - ответственность руководителя, поэтому именно начальникам важно соблюдать культуру общения. Грамотно выражать свои мысли и формулировать задачи для подчиненных - это то, чему в первую очередь должен научиться руководитель для налаживания взаимоотношений в коллективе. Дипломатичность и спокойствие в любой ситуации поможет решать конфликты и избегать их в будущем. Умение слышать и слушать помогут не упустить ценные идеи от подчиненных и вовремя принять важное решение. Не следует тиранствовать и давать ненужных советов, предоставляйте сотрудникам определенную свободу и автономию в принятии тех или иных решений.
В конце концов, стоит помнить, что рядом работают такие же люди, как и вы, с чувствами, эмоциями, со своим багажом опыта и знаний. Им свойственны ошибки и смены настроения. Будьте достаточно чутки и терпеливы, не забывая о выполнении рабочих задач, и тогда коллектив будет сплочен и продуктивен.