В службе поясняют, что на сегодняшний день не существует точного обозначения, кто имеет права на владение персональными данными. Ввиду сложившейся ситуации, часть операторов личных данных реализуют их за денежное вознаграждение, не спрашивая разрешение субъекта, а другие поступают иначе и не рискуют ими торговать, что затормаживает процесс развития легального рынка.
Свежая редакция закона представляет новое наименование «деперсонализированные данные», которые могут свободно реализовываться на рынке. В планах инициаторов ввести новый способ заработка для граждан, который позволит продавать свои личные данные бизнесменам за определенное вознаграждение. При этом уточняется, что человек может воспользоваться и другим вариантом - дать отказ на обработку персональной информации, и потребовать исключения своих данных из оборота.
По предварительным оценкам ФРИИ, прибыль граждан от такого рода деятельности будет варьироваться в пределах 15-60 тысяч рублей в год. Отмечается, что нововведение будет являться «серьезной мотивацией» для оформления себя в роли самозанятого человека и позволит приумножить государственную казну на несколько миллиардов рублей.
Эксперты считают, что озвученные оценки чрезмерно завышены. В реальности можно рассчитывать максимум на несколько тысяч рублей в год. Дополнительная прибыль в сумме двух-трех десятков тысяч означала бы то, что на подобные выплаты в разрезе нашей страны пришлось бы направлять триллионы рублей, учитывая, что потенциальный покупатель подобной информации (рынок рекламы) оценивается в 450 млрд рублей. Также, исходя из слов профессионалов в этом деле, ввиду нового термина «деперсонализация» нововведение откроет целый спектр вариантов реализации клиентской информации и уберет ответственность за их утечку, что на сегодняшний день активно практикуется.
По мнению специалистов, нововведение планируется применять в интересах банковских систем, операторов связи и крупных интернет-сервисов, нежели для заработка населения.
Напомним, в январе текущего года Роскомнадзор начал административное производство по факту нарушения закона РФ о локализации баз данных крупными соцсетями Facebook и Twitter. Компании могут получить штраф в размере пяти тысяч рублей.