В ходе двух исследований (Mueller, Melwani, Loewenstein, & Deal, 2018) было выявлено, могут ли те, кто участвует в принятии решений, точно оценивать, являются ли идеи творческими или нет. Авторы считают, что лица, принимающие решения, склонны оценивать идеи как творческие, только если идея имеет высокий уровень социальной поддержки. Напротив, люди, которые не участвовали в принятии решений, оценили ту же идею как творческую, независимо от уровня социального одобрения.
Объяснить эти результаты просто: лица, принимающие решения, склонны оценивать идею с помощью других аспектов. В этом исследовании лица, принимающие решения (в отличие от тех, кто не участвует в принятии решений), сообщили об оценке экономических проблем и последствий при оценке творчества идеи.
Акцент на экономической ценности идеи, называемой экономическим мышлением, заставлял тех, кто принимал решения, девальвировать идею, если бы она имела низкий уровень социального одобрения. Эти результаты вызывают беспокойство, поскольку низкие социальные одобрения, вероятно, связаны с большинством креативных идей, поскольку они часто не соответствуют текущим ожиданиям или формам.
Низкое социальное одобрение побудило рассматривать идею как менее полезную, и поэтому менее творческую.
Хуже того, во втором исследовании авторы считают, что чем больше времени люди тратят на принятие решений, тем более вероятно, что они будут оценивать идею как менее креативную, если она имеет низкое социальное одобрение.
Во всех исследованиях результаты демонстрируют предвзятость лиц, принимающих решения, при оценке творческих идей. Похоже, что лица, принимающие решения, сосредоточены на социальном одобрении идеи, чтобы идея была экономически обоснованной. Таким образом, лица, принимающие решения, могут пропустить огромную часть креативных идей.
Чтобы уменьшить эту предвзятость и гарантировать, что все идеи оцениваются в соответствии со своим творческим потенциалом, авторы предполагают наличие нескольких сотрудников, вовлеченных в процесс оценки идей. Сотрудники разных уровней организации могут предложить уникальные перспективы, что потенциально может привести к более точной и надежной оценке творчества. Лица, принимающие решения, могут использовать эти составные оценки для принятия окончательного решения.
Авторы предполагают, что таким образом рейтинги творчества будут удовлетворять точность и рациональность проблем с экономической точки зрения, и по-прежнему будет обеспечена относительно беспристрастная оценка творчества.