Проводя эксперименты, ученые пришли к выводу, что реального различия мужской и женской тяги к конкуренции нет, а положение дел женщин можно улучшить при помощи психологического метода - прайминга.
Прайминг - один из самых эффективных методов, который позволяет человеку побыть в ситуации, после которой он изменит свое поведение и отношение к какой-либо проблеме или ситуации. К примеру, если у учительницы спросят о том, как она проводит свои уроки - она окунется в роль преподавателя. А если ей тут же задать вопрос о том, чем она любит заниматься в свободное время - она предстанет уже совсем в другой роли. Такие перевоплощения, уверяют ученые, способны подтолкнуть человека ко многим решениям.
Ученые из нескольких престижных институтов провели социальный эксперимент. Они подготовили добровольцев к ситуации, в которой нужно проявить конкурентоспособность, но к каждой из трех групп испытуемых у них был совершенно разный подход.
Первая группа испытуемых концентрировалась на ситуации, когда от них поступало влияние. Вторая вспоминала ситуации, в которых они были в роли зависимых. Третью группу ученые оставили нейтральной, не применяя метод прайминга.
В эксперименте участвовало более четырехсот добровольцев. По завершении, ученые подсчитали результаты в процентном соотношении и пришли к выводу, что в зависимости от принадлежности в группе мужчины и женщины принимали разные решения.
Нейтральная группа продемонстрировала типичную картину поведения, свойственную для людей обоих полов: к конкуренции были готовы 40% мужчин и лишь 14% женщин.
Вторая группа, членов которой погружали в ситуацию, где они были вынуждены подчиняться влиянию извне, не сильно отличалась результатами от нейтральной.
Но положение дел в первой группе удивило ученых. Люди, которые погружались в ситуацию, где влияние исходило от них самих, реагировали на конкуренцию по-другому. Среди мужчин только 28% были готовы к конкуренции, зато среди женщин прайминг произвел противоположный эффект, хоть и не так сильно выраженный. 20% из них решалось вступить в конкуренцию с другими членами своей группы.
Ученые объяснили такой результат просто: моделируя ситуацию, в которой ты становишься во главе коллектива или же каких-либо событий, люди в большинстве своем начинают оценивать свои возможности и способности реалистично. Однако, если у женщин прайминг усиливает веру в себя, то у мужчин подобный метод вызывает объективный взгляд на себя и свои знания в определенной теме.
Благодаря подобному эксперименту мы видим, что и женщины и мужчины в конкурентном поведении похожи. Ученые предлагают вводить метод прайминга в школьную программу, а также применять его для улучшения конкурентоспособности среди работников.