Метод шести шляп был создан для того, чтобы не смешивать различные стороны мыслительного процесса. К примеру, при разработке идей критика оказывает губительное воздействие, а если вы ждете фактов - нужно полностью отказаться от эмоциональности.
Одной из предпосылок к появлению метода стало заявление, что человек в процессе развития становится однобоким. Шесть шляп же помогают взглянуть на любую ситуацию с разных ракурсов.
Итак, рецепт корпоративного пользования прост. На собрании ваша команда должна попеременно представлять себя в какой-либо шляпе. Каждый цвет головного убора предписывает человеку определенную роль. Это нужно для составления более полной картины происходящего.
Она не связана ни с каким определенным типом мышления. Человек, надевший синюю шляпу - руководитель, он задает ход беседы, ставит перед остальными цели, дает задания. Он следит за соблюдением правил и помогает высказаться абсолютно всем.
Примерив белую шляпу, мы будем пользоваться при решении проблемы только подтвержденными фактами. Цель человека - найти информацию, использовать имеющиеся знания для помощи коллегам.
Человек в красной шляпе должен довериться своим чувствам и внутреннему голосу. Интуиция, догадки, ощущения - через человеческие чувства можно судить об отношении к проблеме. При коллективном обсуждении важно почувствовать ответы коллег и понять их. Самое важное - если вы надели красную шляпу, вы должны быть предельно честным.
Человек в черной шляпе ищет минусы того или иного решения, приводит аргументы против, оценивает возможные риски. Одним словом, поиск слабых мест - самая главная задача роли.
Желтая - противоположность черной. Человек, надевший ее, должен во всем находить именно позитивные стороны, выделять преимущества. Даже в самом мрачном варианте должны быть плюсы.
Самые неординарные, необычные, иногда даже кажущиеся на первый взгляд сумасшедшие идеи дарит зеленая шляпа. В этой роли нет оценок, есть только творческое мышление, направленное на формирование и развитие идей.