Что может быть страшнее для сотрудника, чем вызов к начальству? Большинство из нас всегда нервничает при разговоре с руководителем, и неважно, хвалят или делают выговор, - волнение присутствует в любом случае. Так как же научиться держать себя с начальством правильно - в нашей статье.
Почему разговаривать с начальником неловко?
Причина кроется в разности мышления. Подчиненный зачастую выполняет функцию обычного исполнителя. Ему дают задание, он его выполняет и после предоставляет отчет о результатах. Функция руководителя же заключается в грамотном принятии решений, от которых зависит успех компании. Это большая ответственность. Люди, занимающие руководящие посты, ценят свое время и профессионализм подчиненных. Важно уметь поставить себя на место начальника, чтобы найти с ним общий язык.
Как правильно разговаривать с начальником?
- Подготовка. Важно хорошо подготовиться к разговору. Блокнот и ручка - неотъемлемые спутники любой деловой беседы. Продумайте возможные вопросы начальства, обозначьте факты, сформулируйте аргументы.
- Грамотная речь. Правильно выбранный тон всегда производит должное впечатление, потому при разговоре старайтесь говорить спокойным, ровным голосом. Четко и ясно формулируйте свои мысли, чтобы не возникало ситуаций, когда вы перескакиваете с одной мысли на другую или бормочете половину доклада себе под нос.
- Уверенность. Не всегда только руководитель обозначает дальнейший курс развития проекта, отдела, компании, в целом. Рядовые сотрудники тоже могут быть вовлечены в этот процесс. Поделитесь своим взглядом на ситуацию с начальством. Держитесь уверенно, подготовьте контраргументы, чтобы суметь отстоять свое мнение в случае необходимости.
- Субординация. Как правило общение на работе с руководителем происходит в формальной обстановке. Соблюдайте правила приличия, деловой этики и местные устои. Будьте вежливы и обращайтесь к начальнику на «Вы».
- Краткость - сестра таланта. Говорить с руководителем надо четко по делу, чтобы не отнимать ни свое, ни его время. Шутки и истории из жизни стоит оставить для перерывов в работе.
Если начальник - самодур
Несправедливое отношение к сотрудникам, повышение голоса, бесконечные упреки, замечания на пустом месте и необоснованные сверхурочные - всё это частые характеристики поведения босса-самодура. Научиться ладить с таким начальником, конечно, непросто, но возможно.
- Не провоцируйте конфликт. Даже если руководитель не в духе и позволил себе весьма крепко отозваться о вашей работе, не ступайте на тот же путь. Помните, что вес слова начальника всегда больше, нежели обычного работника. Поэтому держите себя под контролем и давайте начальнику остыть. Неудовольствие можно выразить в спокойной краткой форме.
- Не становитесь рабом. Начальство тоже имеет свойство ошибаться, поэтому, если вы не согласны или вас что-то не устраивает, потакать не стоит. Отказавшись от своего мнения ради продвижения в должности, вы вряд ли построите хорошие отношения с коллегами.
- Используйте воображение. Чтобы не сорваться на начальника-самодура, представьте его в смешном виде: в пижаме, с шутовским колпаком или ирокезом. Гнев сменится забавой, и вам будет легче держать себя ровно.
Сохранить внутреннее равновесие можно, представив прочную, отталкивающую весь негатив стену между вами и начальником, когда он в очередной раз слишком распыляется по поводу отчета. В крайнем случае взгляните на начальника с точки зрения испытания. Выдержка, терпение и дипломатичность, выработанные в разговорах с таким боссом, могут пригодиться вам в будущем.