Производительность труда зависит от... света

Правда ли, что освещение воздействует на производительность труда? Ответ на этот вопрос искали на заводах "Вестерн электрик". Первый этап эксперимента еще не говорил ни о чем интересном, но на втором стало ясно, что многие другие материальные и физические условия на это воздействуют. Итак, речь идет о том, что менялись перерывы для отдыха, вносили новые элементы в график и изменили методы оплаты труда.

Ученый по фамилии Мэйо стал изучать с коллегой Ф. Ретлисбергером действие неконтролируемых факторов, речь идет о тех, которые воздействуют на рост производительности труда. Это и есть второй этап эксперимента. Так вот, с такой целью от общей массы работников цеха по сборке электротехнической аппаратуры отделили маленькую группу женщин, которые занимают должности операторов. Их было всего 6 человек. Занимались женщины сборкой реле. Итак, пять работниц цеха собирали реле, каждое из которых состоит из 30 деталей. А вот шестая женщина приготавливала для сборки детали и складывала уже все собранные реле.

В компании с девушками-сборщицами в той же комнате экспериментов находился ученый-наблюдатель. Именно этого человек был одновременно и наблюдателем, и супервайзером, он трудился в лаборатории Мэйо. Дело в том, что на него возлагали также функции по фиксированию всего рабочего дня. То есть, он записывал в специальный журнал все действия работниц. Одновременно с этим ему нужно было делать вид, что царит вокруг дружественная обстановка, что он друг, а не надзиратель.

Нужно было понять, как на человека влияет перерыв на обед, как его работа меняется после н6ебольшой паузы в рабочем графике. Также в качестве фактора выбрали то, что администрация выделила второй завтрак за свой счет. Девушкам изначально объяснили, что не надо входить в азарт и стараться друг друга обогнать, нужно просто работать в обычном ритме.

Это был мягкий стиль руководства, когда начальник каждый день общался со своими подчиненными. Так вот, девушки верили в то, что все эти наблюдения пойдут на пользу предприятию. К тому же, начальник говорил с девушками-работницами даже на темы интимные, личные, такие близкие были беседы. Следили в частности и за тем, как работница вообще относится к труду, к своему рабочему месту.

Второй этап эксперимента длился 2,5 года, в это время был заметен явный рост, производительность труда женщин выросла на 40%. Так вышло, что льготы работницам все сократили, теперь рабочий день был очень длинным, бесплатных завтраков больше не было, убрали все дополнительные перерывы.

И вот, когда все физические и материальные моменты были урезаны, казалось, должна уйти на спад производительность работниц. Но все было иначе, на самом деле она оставалась высокой. И вот стало ясно, что улучшения условий труда - не главный метод повышения производительности. В общем, получилось, что «неконтролируемые факторы» так и остались открытым вопросом.

Таким образом, было создано пять гипотез, все они объясняют связь экспериментальных переменных друг с другом. Речь идет о производительности, условиях, монотонности, методах работы, времени отдыха и оплате труда. И вот, когда все исследования были завершены, стало ясно, что четыре из пяти гипотез не работают. Прежде всего, на производительность труда оказывают влияние методы руководства и улучшение взаимоотношений в коллективе.

Третий этап такие результаты подтвердил, к тому же, исследование на данной стадии было проведено с применением разговоров - 20 тысяч интервью. Стало ясно, что норма выработки определяется в своем большинстве давлением группы, в результате чего становятся ясны позиция и статус.