В бизнесе мотивация команды особенно важна по одной простой причине: от их усердия зависит успех всего предприятия.
В связи с этим, многие работодатели идут на всяческие уловки, чтобы спровоцировать своих сотрудников работать сверх нормы, обещая им определённые бонусы.
Такие механизмы стимулирования мотивации сотрудников могут принимать различные формы, предлагая те или иные привилегии, или же наоборот, наказания. Это сильно влияет на репутацию отдельных сотрудников в коллективе, на продуктивность всего коллектива. Но только рывками. Как только наказание/бонус получен, то коллектив снижает показатели.
Основная проблема традиционных механизмов стимулирования, помимо "волнового" характера продуктивности коллектива, состоит в том, что они основываются на том, что один сотрудник преуспеет, а другой провалится. Такие формы стимулирования не только устарели, но и несут в себе определённые риски.
Эти риски заключаются в том, что коллектив, который должен быть сплочённой командой, работающей на единую цель, разрушается, делая из сотрудников, коллег - противников, стремящихся получить заветное звание победителя. Более того, на решение менеджеров часто оказывает влияние ряд субъективных факторов, что только ухудшает ситуацию.
Предвзятого отношения к сотрудникам может и не быть на самом деле, однако сами сотрудники будут определённо думать иначе.
Многие топ-менеджеры рекомендуют вводить "имплицитные бонусы/наказания". Их суть заключается в том, что в компании не устанавливается открытый конкурс, между сотрудниками не создаётся атмосфера соревнования с одним единственным победителем. Вместо этого, в коллективе награждаются лишь сотрудники с хорошими результатами работы. Таким образом, остальные получают стимул и в коллективе устанавливается здоровая конкуренция, в ходе которой растёт производительность команды и отдельных сотрудников, стремящихся "вернуть баланс".
Однако, возникают и ситуации, при которых сотрудники, не получающие никаких бонусов, или же наоборот, получающие выговор, не стремятся измениться. Хотя, такое, по их словам, случается достаточно редко.
В любом случае, такой способ более эффективен, по сравнению с традиционными механизмами стимулирования, поскольку продуктивность, в этом случае, повышается не рывками, а постепенно и надолго. Более того, сотрудники не участвуют в конкурсе, а значит, у них не сложится ощущение о субъективности начальства.