По итогам 2012 года наметился рост перспектив развития в России как внутреннего, так и въездного туризма, что позволяет аналитикам сделать вывод развитии этого вида бизнеса.
19 марта на площадке Международной туристской выставки "Интурмаркет (ITM) 2013" глава российского правительства Дмитрий Медведев проведёт совещание по развитию туризма в Российской Федерации, на котором как раз и будут обсуждаться перспективы развития в России въездного туризма, вопросы разграничения полномочий в сфере туризма между федеральными органами государственной власти и субъектами Федерации, совершенствование механизмов страхования гражданской ответственности туроператоров.
В настоящее время в России с целью всестороннего развития туризма реализуется федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", ведётся работа по созданию туристско-рекреационных кластеров, прорабатываются возможности по упрощению визовых формальностей для иностранных туристов из миграционно безопасных стран, напоминает в этой связи пресс-служба правительства РФ.
По итогам 2012 года количество поездок иностранных граждан на территорию Российской Федерации составило около 28 млн, из них 2,6 млн с целью туризма (по сравнению с 2012 годом рост 13 и 10% соответственно). Лидерами по числу посетивших Россию иностранных граждан являются такие страны, как Финляндия, Польша, Китай, Германия, США, Великобритания, Франция и Италия.
В свою очередь количество поездок российских граждан за рубеж с целью туризма за 2012 год составило 15,3 млн (рост 6% по сравнению с 2011 годом).
При этом внутренний туристический поток за последние три года вырос в среднем на 10% и в 2012 году (по предварительной оценке) составил 35 млн человек.
Ресурсы и возможности России позволяют развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный, экологический и сельский, а также морские и речные круизы.
Наиболее популярным у российских туристов является рекреационный (пляжный) туризм. По экспертным оценкам, 38% российских туристов предпочитают отдыхать на Черноморском и Азовском побережьях (Южный федеральный округ), а также на Балтийском побережье (Северо-Западный федеральный округ) и пляжах Японского моря (Дальневосточный федеральный округ).
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является богатое культурно-историческое наследие страны. Поездки с культурно-познавательными целями составляют около 20% внутреннего туристского потока, основные объёмы которого приходятся на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Большой потенциал для развития культурно-познавательного туризма есть также в Южном, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 21 мая 2012 года функции по координации туристской деятельности переданы в ведение Минкультуры России, что создаёт условия для более активного взаимодействия двух смежных сфер - туризма и культуры. Это позволяет полнее и эффективнее использовать объекты историко-культурного наследия в туристских целях, привлекать большее количество туристов на такого рода всероссийские и региональные мероприятия.
Также в России набирают популярность активные виды туризма - горнолыжный, пешеходный, водный, горный, парусный, конный, экстремальный, велотуризм и другие.
Вместе с тем основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности российского туризма на внутреннем и международном рынках, являются:
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры, в том числе нехватка коллективных средств размещения, прежде всего экономкласса;
- недостаточный уровень транспортной доступности многих туристских центров (нехватка низкобюджетных и межрегиональных авиа- и железнодорожных перевозок, неудовлетворительное состояние, а в ряде регионов отсутствие качественной придорожной инфраструктуры на автомагистралях страны);
- невысокое качество обслуживания в индустрии туризма, в том числе вследствие недостатка профессиональных кадров и невысокого престижа профессий в сфере туризма;
- наличие визовых барьеров для туристов из зарубежных стран, не представляющих миграционной опасности для России;
- отсутствие чёткого разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
- отсутствие обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения;
- недостаточность популяризации туристского потенциала Российской Федерации на внутреннем и зарубежном рынках, сообщает правительственный портал.